Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не бенефис, а бездна

01 января 2007

ТОЛЬКО В «ЛГ»

Игорь Владимирович Чиннов (1909–1996), столетие со дня рождения которого исполняется в эти дни, принадлежал к младшему поколению дворянской эмиграции. В революцию их семья, скрываясь от большевиков, бежала с Белой армией на юг России, а после установления в Латвии буржуазной республики вернулась в Ригу, где Чиннов окончил университет и где начал писать стихи. В 1930-е годы он даже напечатал кое-что в парижском эмигрантском журнале «Числа». А потом началась война, и Чиннова угнали на работы в Германию, в трудовой лагерь. По окончании войны американские солдаты перевезли заключённых лагеря во Францию. Так Чиннов оказался в Париже. Из Парижа, где он бедствовал почти десять лет (эмигранту было невозможно найти постоянную работу), Чиннов переехал в Мюнхен: ему предложили место редактора отдела новостей на только что созданной радиостанции «Свобода». А ещё через десять лет, в 1962 году, уехал в США и стал профессором русского языка и литературы.

Как поэт Игорь Чиннов сформировался в послевоенном Париже. Там вышла и его первая книга «Монолог», которая сразу привлекла внимание всей пишущей братии. Эмиграция отметила появление нового таланта. Георгий Иванов написал, что и одной такой книги достаточно, чтобы имя поэта осталось в русской литературе. Сергей Маковский, бывший редактор знаменитого «Аполлона», известный как человек с безупречным вкусом, напечатал хвалебную статью о поэзии Игоря Чиннова. А блистательный Георгий Адамович, самый оригинальный из критиков, в своей статье о Чиннове сравнил стихи Чиннова со стихами Маяковского.

Мало о ком из поэтов в эмиграции написано столько рецензий, как о Чиннове, – более ста. Вейдле в статье о Чиннове сказал, что его «Монолог» – это монолог приговорённого к смерти. Тема обострённого восприятия красоты земной жизни и протеста против её несправедливой скоротечности так и осталась главной в творчестве Чиннова. Только если в Париже он говорил об этом в поэтике «парижской ноты» – сдержанно, немногословно, – как и писали приверженцы литературного направления, возглавляемого Адамовичем, то в дальнейшем Чиннов от «парижской ноты» отошёл, и его стихи становились всё более яркими, образными:

Облака облачаются
В золотое руно.
Широко разливается
Золотое вино.

Это бал небожителей,
Фестиваль, карнавал,
И доходит до зрителей,
Как скрипач заиграл.

И две бабочки поздние
У гнилого ствола
Словно крошки амброзии
С золотого стола.

А подсолнух нечаянный
У садовых ворот –
Точно райской окраиной
Рыжий ангел идёт.

В Европе и США у Чиннова вышло восемь книг стихов, он печатался во многих эмигрантских газетах и журналах. Дожив до перестройки, он успел увидеть свои публикации и в России. Некоторые стихи Чиннова есть в сборнике, составленном на основании его архива. Архив Чиннова – один из самых крупных эмигрантских архивов в России. По завещанию поэта он передан в ОР ИМЛИ РАН (фонд 614).

Напечатанные ниже гротески  не увидели свет ни при жизни автора, ни в посмертных изданиях. Они сохранились в личном архиве поэта, затерявшись в бумагах, и публикуются впервые.

О. КУЗНЕЦОВА

Игорь ЧИННОВ

МИНИ-ГРОТЕСКИ

* * *
Жизненную мелочишку
Я растратил, растерял.
Побежал, свистя, вприпрыжку
На обугленный вокзал.

Не храни, ни-ни, не надо.
Бумажонки не гранит.
Был пожар, теперь прохлада,
Ветер пепел шевелит.

* * *
Ты проходишь
сквозь миллионы молчаний,
сквозь неясные тени
миллионов людей, проходивших
по этой неведомой улице
когда-то недавно
или довольно давно.

* * *
Ничего уже не хочется,
Впрочем, хочется: покоя.
Трудно вспомнить имя-отчество
Нелюбимого героя.
И кажется правдой, что этим краем
Правят злодеи,
И мы напрасно их умоляем
Быть подобрее.

* * *
Кролик приближается к удаву,
Возбуждает аппетит.
Он сейчас, мой беленький, на славу
Аппетит тот удовлетворит.

* * *
Его призвали всеблагие,
Как собеседника  на пир.
                                Ф. Тютчев
Всеблагие развлекаются –
Помнишь, Тютчев говорил.
Только – собеседник мается:
Видно, пир ему не мил.

* * *
Я прохлаждаюсь в тени
развесистой клюквы,
В воздухе пишу три непристойных буквы
И понемногу, к сожалению, умираю.
Чего и вам, чего и вам пожелаю.

* * *
За грехи, грешки и грешочки
По головке нас не погладят.
Захватите плакать платочки
(Никаких платочков не хватит!).

* * *
Переезд на кладбище –
это всего лишь перемена адреса.
И не о чем, и незачем, и не с кем…
Прозрачный день уже не столь прозрачен.
Не дорожу я маленьким довеском
К прошедшим дням – удачам, неудачам.
Душа, простись, расшаркайся любезно.
Нас ждёт, увы, не бенефис, а бездна.
Уже недолго ждать до переезда.
И спорить – грустно, скучно, бесполезно.

* * *
Недавно дал в газету объявление:
«Внимание! Внимание! Внимание!
Меняю вечное упокоение
На вечное земное упоение».
И что же? Никакого предложения!

* * *
Сомневаюсь в добродетели,
Поживаю кое-как.
Голубые благодетели
Улетели в жёлтый мрак.

Улетели, не заметили,
Уронили четвертак.
Точно белые лунатики
С крыши ангелы глядят:
                          акробатики.

* * *
То, что жизнью называется
(И от смерти отличается),
Понемногу распадается,
Рассыпается.
Впрочем, есть остаток вечера.
Значит, обижаться нечего.
Развлеченье обеспечено
(До полтретьего).
Над весёлым заведением
Небо сумрачным видением.
Девы-розы… Надо денег им,
Нежным девочкам.

* * *
Дорогая судьба, почему ты хамишь?
Отчего ты опять нахамила?
И напрасно ты ржёшь,
как гнедая кобыла.
Перестань, не хами, mon  amie.

* * *
Вопросительным знаком висит попугай,
Задавая нелепый вопрос:
Ты зачем здесь? – Молчи, не кричи,
не ругай,
Меня попросту ветер занёс.

Обсудить в группе Telegram

Игорь Чиннов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS