Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2021 г.
Литература

Не боюсь перехвалить

Эдварду Радзинскому – 85!

21 сентября 2021
Эдвард Радзинский во время выступления на фестивале «Красная площадь», 2019 год

Здвард Радзинский – человек таких разносторонних талантов, что впору называть его «человеком-оркестром». Это историк и просветитель в одном лице, глубокий и при этом очень плодотворный драматург, пожалуй, самый известный и востребованный в мире наш драматург после Чехова. Но количество написанных им пьес нисколько не мешает их качеству.

Он и в своих пьесах – историк. Потрясающие «Беседы с Сократом» и «Театр времён Нерона и Сенеки» – всё это и история, и произведения искусства. А его пьеса «Последняя ночь последнего царя» – плод двадцатилетней работы над книгой «Жизнь и смерть Николая II». Именно Радзинский первым в СССР опубликовал телеграмму Ленину из Екатеринбурга о готовящемся цареубийстве и записку Юровского о расстреле Романовых. Это многим не нравилось, и пьесы Радзинского порой годами пылились «на полке». Те же «Беседы с Сократом» не разрешали ставить шесть лет, «Театр времён Нерона и Сенеки» – четыре года. Сам Эдвард Станиславович как-то сказал со свойственным ему холодноватым юмором:  «Для того чтобы так ставиться, нужна жизнь черепахи».

Ещё одна важная ипостась Радзинского – он блистательный рассказчик. Не все владеющие письменным словом так же хорошо владеют и словом устным, а Радзинский в равной степени наделён этими умениями, и его взрывная эмоциональность ничуть не мешает математической выверенности его драматургии.

У Радзинского – свой взгляд на историю. Конечно, можно спорить с некоторыми его историческими выводами, например, в том, что касается обстоятельств смерти Сталина. Но история имеет сослагательное наклонение, она позволяет выдвигать разные версии, если они основаны на документах и фактах, а не высосаны из пальца. У Радзинского всё основано на документально подтверждённых фактах, потому я и называю его просветителем-историком. Нигде, ни в драматических, ни в биографических трудах, он не сваливается в пробуждение недобрых чувств, злобы, низменных инстинктов, что, к сожалению, сегодня весьма популярно. В его произведениях нет и никогда не было агрессии, Радзинский – гуманист, и это делает ему честь. Главная тема всех его пьес, книг и устных выступлений – человек с его страстями, с его внутренней свободой. Эта человекоцентричность Радзинского полностью расходится с нашей официальной традицией, но полностью соответствует традиции культурной.

Да, когда я слушаю Радзинского как историк, у меня могут быть к нему какие-то вопросы. Но это вопросы не гневные, не возмущённые – это вопросы уточняющие, профессиональные. С ним можно спорить, дискутировать, но не ругаться и не поворачиваться к нему спиной, как это делают невежи и невежды, выглядящие при этом так же глупо, как выглядит спорящий с академиком математики, но не знающий, сколько будет дважды два.

Мне посчастливилось лично общаться с Эдвардом Станиславовичем – живым, остроумным, обаятельным собеседником. Так случилось, что однажды мы с ним даже конкурировали за приз «ТЭФИ». Тогда Радзинский «вырвал» у меня эту награду, и, признаюсь, мне было обидно, но мне не было стыдно проиграть такому конкуренту.

Говоря всё это, не боюсь перехвалить Радзинского – перехвалить его невозможно, есть только угроза «недохвалить», и я стараюсь её избегать.

Пожелаю Эдварду Станиславовичу только здоровья, здоровья, и ещё раз здоровья. Всё остальное у него есть – талант, признание, красивая женщина, ставшая его Музой. Эдвард Радзинский не просто деятель нашей культуры – он её достояние. Таким людям надо жить долго.

Николай Сванидзе, тележурналист, историк

Тэги: Дата Николай Сванидзе
Обсудить в группе Telegram

Николай Сванидзе

Российский журналист и общественный деятель, те... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • За неделю до Второй мировой

    257 голосов
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Николай Сванидзе: «В 90-е дышалось свободнее»

    174 голосов
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS