Никто из власть имущих, в кабинеты которых стучатся авторы проекта «Мир детского театра», не говорит, что журнал этот – затея никому не нужная. Только вот средств для постоянного финансирования издания у них почему-то не находится.
Журнал «Мир детского театра» был создан по инициативе драматургов, пишущих для детей и о детях. А идею эту подали активисты нескольких детских театральных фестивалей. Зерно упало на подготовленную почву. В самом деле, профессиональных и любительских театров для детей – великое множество, но нет журнала, из которого можно было бы узнать, что происходит в этом замысловатом пространстве: кто какие пьесы написал, кто, где, что поставил и что по этому поводу думают зрители. Несправедливо. Особенно если учесть, что театральный кризис, с которым борются взрослые, по детскому театру ударил ещё больнее.
Поначалу всем заинтересованным лицам показалось, что несправедливость наконец-то изжита. Журнал «Современная драматургия» дал «Миру детского театра» статус приложения, за финансирование издания взялся Фонд развития и поощрения драматургии. Первые шесть номеров нерегулярно, с большими перерывами, но всё же вышли. Однако поддержка вскоре иссякла. На некоторое время издание исчезло с горизонта театральной прессы и возникло вновь в 2007 году, который, как известно, был объявлен Годом ребёнка. Комитет по культуре и искусству правительства Москвы выделил грант на издание двух специальных номеров.
Год ребёнка был насыщен театральными событиями, рассказы даже о самых интересных из них едва умещались под обложками двух стостраничных тетрадок. Фестивали профессиональных театров для детей («Большая перемена», Москва, и «За Синей птицей», Нижний Новгород), фестивали театров, где играют сами дети (такие, как уже знаменитый «Пролог»)… Отчёты о них заняли почти треть журнального пространства. И это неудивительно. Для театров российской глубинки фестивали являются в буквальном смысле окном в мир. И полученное признание помогает им решить хотя бы часть проблем, которых, как правило, предостаточно.
В журнале можно найти интересные материалы буквально обо всем, что интересует юных театралов. Сравнительный анализ спектаклей, который делают профессиональные критики. Впечатления детей и родителей (к примеру, взволнованный рассказ мамы о том, каким событием в жизни её дочки и сына стала встреча с кукольным театром «Жар-птица» на Стромынке). Интервью с режиссёрами, актёрами, сценографами и даже духовными наставниками. На редкость любопытная беседа с буддийским монахом ламой Аюшей Тенчоем о том, как переносить древние мистерии на современную сцену. Интервью с драматургом Михаилом Бартеневым, лауреатом премии АССИТЕЖ «За заслуги в развитии театра для детей и юношества», о том, насколько эффективно театр может помочь в решении проблем, которые встают перед вчерашними детьми, входящими в мир взрослых.
И, наконец, пьесы для детей. Напечатать удалось только пять, хотя в редакцию было прислано больше двух десятков. Наиболее удачными, на наш взгляд, оказались мудрая и при этом увлекательная сказка для малышей о дружбе («Розовый бантик») молодого драматурга из Саратова Ксении Степанычевой и сказка «Зимы не будет» для ребят постарше (городская притча о пожилой женщине и её четырёх котах), сочинённая Виктором Ольшанским. Пьеса Николая Чапайкина, актёра Донского казачьего театра, о том, как Мураш и Кроха (девочка-насекомое) спасали лес от пауков и тараканов, увы, изобилует южнорусскими диалектизмами и слишком тяжеловесна. «Чудесная ночь» Владимира Малягина – своего рода пролог к Рождественской мистерии, которая вплетается в ткань собственно пьесы и, видимо, поэтому кажется слишком уж назидательной. Впрочем, здесь многое объясняется законами жанра. А вот зачем Елене Нестериной понадобилось делать ремейк со знаменитых «Красных дьяволят», совершенно непонятно. Может, просто забыла юная драматургесса старую истину: копия всегда хуже оригинала.
Не будем лукавить. У журнала есть определённые проблемы как технического, так и творческого порядка. Издателей можно упрекнуть в отсутствии системного подхода к проблемам детского театра. Можно, но вот стоит ли? Ведь о какой системе может идти речь, если судьба издания в очередной раз висит на волоске? Денег опять нет. Когда они появятся – неизвестно. Да и появятся ли вообще? Когда речь идёт о солидном, многопрофильном, профессионально сделанном журнале, грант – не лучший способ его поддержки. О необходимости продуманной и взвешенной политики государства в отношении юных граждан говорится много, но, как правило, всё ограничивается усилиями отдельных энтузиастов, которым эта проблема не даёт спать по ночам. Вот на них пока и вся надежда. У «Мира детского театра» есть немалый потенциал для развития и всё для того, чтобы его реализовать. Всё, кроме средств к существованию…