Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не бывает таких голосов у людей

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Наталья ЧЕКАНОВАВ подмосковном селе Шарапове, что на границе с Рязанской областью, прошёл I Международный фестиваль колокольной музыки «Звоны Троицкие». Фестиваль состоялся при поддержке Общества церковных звонарей храмов и обителей Московской патриархии, фонда просвещения «МЕТА» и финансовой корпорации «УРАЛСИБ». А статус международного ему придало участие супружеской пары звонарей из Беларуси – Анны и Дмитрия Казюко.

Основной площадкой проведения фестиваля стала звонница церкви Живоначальной Троицы, которую в советские годы постигла судьба большинства храмов: она была заброшена, купол разобран, своды храма поросли кустами. Когда схлынула волна безверия, храм вернули прихожанам. Усилиями благотворителей, уроженцев Шарапова, церковь восстановили. Новые колокола были отлиты в ярославском Тутаеве, в мастерской братьев Шуваловых. Сейчас Троицкую звонницу украшают пятнадцать колоколов. Такое же количество колоколов на звоннице Кремля Ростова Великого и в основном подборе колоколов Троице-Сергиевой лавры.

Стройный хор христианских колоколен оберегал города и венчал великие праздники. Каждому колоколу давали название – воскресные, простодневные, зазвонные. Различаются и сами колокольные звоны: праздничные, будничные, великопостные и особенный звон, «благовест»  – поочередное звучание нескольких колоколов. Сейчас немногие знают, что вошедшим в обиход выражением «во все тяжкие» мы обязаны колоколам, которые прозвали так за низкие и густые издаваемые звуки. Даже далёкие от церковной жизни люди остаются под неизгладимым впечатлением великолепия колокольного звона. Убедиться, что традиции звонов живы до сих пор, смогли гости фестиваля. Звонари из Москвы, Суздаля, Ярославля, Санкт-Петербурга, Вологды и Минска смогли оценить возможности новой звонницы, главный колокол которой весит 212 пудов. Людям непосвящённым эта цифра мало что скажет. А вот на профессионалов из Беларуси она произвела большое впечатление. Главное отличие белорусских звонов от русских – большая динамичность, основанная на массе колоколов. Белорусские – меньших размеров, и звучание у них короче. Чтобы добиться более продолжительного общего звона, приходится звонить быстрее. Большой колокол – мечта звонаря, он даёт другие возможности, поэтому Анна и Дмитрий используют любую возможность для творчества. Они оба – выпускники школы звонарей при Минском епархиальном управлении и частые гости российских фестивалей – ярославского «Благовеста», Московского пасхального фестиваля, на котором, кстати, по словам ребят, и сложилась их семья звонарей. Да и в Беларуси тоже есть свой фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». А вообще, по словам Ани, все звонари и России, и Беларуси знают друг друга и всегда стараются оказать помощь.

Исполнять духовную музыку, как утверждают конкурсанты, намного сложнее, чем светскую. Надо переломить себя и перестроиться на другой лад. Звон – это прежде всего импровизация. На звоннице слишком много влияющих факторов: настроение, погода, окружающие тебя люди. Конечно, существуют определённые каноны, но любой звонарь, который исполняет звон по традиции, непременно добавляет что-то своё. Поэтому звонари люди особые, творческие, с богатым внутренним миром. «На звоннице всегда заражаешься энергией, особенно если видишь реакцию людей, которых твой звон задел за живое, и хочется, чтобы звук длился вечность», – поделилась сокровенным Аня Казюко.

Олеся КОВАЛЬ

Обсудить в группе Telegram

Олеся Коваль

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS