Первый Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», прошедший в Москве в стенах одноимённой библиотеки-фонда, отнюдь не «утонул» в большом количестве расплодившихся ныне всевозможных смотров, более того – пользовался повышенным зрительским вниманием (зал таганского особняка был полон даже на утренних показах). Причина тому, конечно же, в собственной уникальной теме – русское рассеяние – и в «сверхзадаче» единения отечественной культуры и наших соотечественников, разбросанных по всему миру.
Художественные и неигровые фильмы оспаривали два главных приза – два бронзовых «Философских парохода», отсылающих своим названием к известному печальному для нашей страны событию 1922 года. Оба жюри, надо полагать, стояли перед непростым выбором, поскольку ярких лент было показано немало («все до единого фильмы очень талантливы», выразился президент кинофестиваля кинорежиссёр Сергей Зайцев). Так, на «пароход первенства», очевидно, претендовала любопытная «Ракушка» Фотинии Сископулу, не только «опрокидывающая» сюжет «Кроткой» Достоевского в современность, сколько переносящая его из сырого Петербурга в солнечную Грецию. Однако ей, равно как и «Ветке сирени» Павла Лунгина, ходившей в явных фаворитах, пришлось довольствоваться лишь специальными дипломами, а победителем в игровой номинации – к всеобщему удивлению – стал небезызвестный, далеко не новый и довольно специфический «Дневник его жены» Алексея Учителя.
Специальный диплом кинофестиваля в неигровой номинации получила эмоциональная, но рождающая при этом очень противоречивые чувства работа режиссёра Нины Соболевой «Конец белых атаманов». Она посвящена добровольческим казачьим формированиям, воевавшим в годы Второй мировой на стороне фашистской Германии. Другим дипломом жюри отметило документальный фильм Ирины Голубевой «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке» – о гениальном русском инженере, изобретателе телевидения, успевшем увидеть, как его «чудо превратилось в чудовище» – стало источником пропаганды и пустого времяпрепровождения. А ещё – обвинённом в конце жизни в пособничестве СССР и отстранённом от любимого дела.
Лучшей же в данной категории была признана картина Марины Разбежкиной «Чужая страна», поднимающаяся в своём повествовании о пианистке, уехавшей из России в Голландию в поисках лучшей доли и вынужденной работать на кондитерской фабрике, до уровня экзистенциальной драмы. Как сказал приехавший из Франции член жюри Александр Долгорукий – режиссёр и потомок известнейшего российского дворянского рода: «Мы все знаем о жизни за рубежом Анны Павловой, Марины Цветаевой. Этот фильм ценен тем, что в нём впервые показана судьба простой эмигрантки. Главная героиня напомнила мне мою мать. Ведь на плечах женщин-эмигранток держалось всё русское зарубежье, а кто помнит о них? Их подвиг был не заметен никому, но он был. И ещё: мы хорошо знаем о первой, второй, третьей волне эмиграции. Но не знаем, как живётся людям, которые уезжают из России сейчас».
«У фестиваля хорошее завтра, потому что было такое замечательное сегодня», – заявил на церемонии закрытия председатель «игрового» жюри Вениамин Смехов. Кинематографическое «Русское зарубежье» решено проводить ежегодно.
Соб. инф.