В день объявления СВО вряд ли кто-то предполагал, что разговор довольно быстро и массированно дойдёт до темы применения ядерных вооружений – победа казалась такой близкой. Но уже в апреле 2022-го «говорящие головы» начали пробрасывать идею, и вскоре ядерное оружие – символ уничтожения, смерти, ужаса перед войной – скатилось в названии до бытовой «ядерки». Сейчас разговоры вышли на новый виток – с пространной ментальной эквилибристикой со стороны ряда экспертов-тяжеловесов. Кто-то даже призывает создать «достоверную угрозу ограниченного применения ядерного оружия», чтобы, ясное дело, «не допустить Третьей мировой».
На этом фоне в минувшем июле вышел в мировой прокат фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Совмещение произошло случайно, ибо работа над картиной началась в 2021-м, когда ещё сложно было предположить, что произойдёт в феврале – марте 2022 года. В Голливуде, конечно, есть креативные специалисты, но реальная жизнь дала фору вымыслам.
Фильм о создателе американской ядерной бомбы Роберте Оппенгеймере встал в ряд лучших антифашистских картин о Второй мировой войне. Лента основана на книге исследователей Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» (издана в 2005-м), которую они писали четверть века.
Кинокартина с документальной точностью показывает, что многие учёные в британских и американских лабораториях в 1920–1930-е были коммунистами, левые взгляды доминировали в научной среде, и это подаётся как позитив. Сам Оппенгеймер, хоть и не был формально членом Компартии США, посещал партийные встречи, имел друзей-коммунистов; его брат, тоже физик, был убеждённым коммунистом, как и обе его жены. Он помогал создавать профсоюз учёных, финансировал дела партии, в частности борьбу антифашистов в Испании. Учёный высоко ценил компетентность советских коллег и не видел особой проблемы, что и СССР может обрести ядерное оружие, ведь он был союзником США в схватке с нацистами.
Моральные вопросы и сомнения Оппенгеймера и его коллег-учёных зримо отражены в картине. Главной мотивацией Оппенгеймера при создании атомной бомбы была угроза обретения такого оружия Третьим рейхом. Убеждённый антифашист не хотел этого допустить. После капитуляции Германии необходимость стала менее острой, учёные думали – ошибочно, – что смогут повлиять на то, как политики станут использовать «оружие конца света». Американские политики, включая президента Трумэна, предстают в фильме кровожадными бесчеловечными головорезами. А борьба за контроль над вооружениями серьёзно увлекла Оппенгеймера после войны.
Как ни удивительно, Министерство культуры РФ запретило показ фильма. Там считают, что картина не отвечает «целям и задачам по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Впрочем, Минкульт привык удивлять.
Но самое важное. США, сбросив испепеляющие бомбы на Хиросиму и Нагасаки в 1945-м, вошли в историю как единственное государство, совершившее чудовищное преступление с использованием ядерного оружия. Некоторые в России стремятся делать, «как Америка». Преступления США – сомнительный пример для подражания. А идея «говорящих голов» применить ядерное оружие 80 лет спустя, когда побеждать можно и нужно другими средствами, выглядит проявлением слабости и отчаяния.