Молдавские власти дали от ворот поворот русским учёным
Завершились выборы депутатов Госдумы РФ и глав ряда регионов страны. Они прошли при относительно высокой явке избирателей. Нужно ли стремиться к большему? Возможно. Как этого достичь?
Примечательная история произошла со мной. Утром 15 сентября я прилетел в Кишинёв по пути в Тирасполь на Международную научную конференцию «Россия – стратегический выбор приднестровского народа». Пригласили меня ещё летом организаторы из Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Конференцию приурочили к 10-летию проведённого там 17 сентября 2006 года референдума.
Тогда, как известно, гражданам Приднестровья предлагалось выбрать один из двух вариантов: либо поддержать независимость ПМР и «последующее свободное присоединение к Российской Федерации», либо отказаться от независимого статуса ПМР и войти в состав Молдавии. Более 97% участников референдума поддержали первый вариант.
Это стало основой выработки концепции всей политики Приднестровья, а его граждане выбрали Русский мир и своё будущее вместе с Россией. Недавно, 7 сентября, президент ПМР Шевчук подписал Указ «О реализации итогов республиканского референдума, состоявшегося 17 сентября 2006 года». Признано необходимым привести правовую систему Приднестровья в соответствие с федеральным законодательством России. Работа проводилась и ранее, но зачастую носила фрагментарный характер.
Указ президента Приднестровья, похоже, не вызвал большого понимания у российского руководства. Может, он и впрямь поспешен. Но очередной шаг в сторону России сделан, в ответ же… почти тишина. «Я не могу ответить на этот вопрос (относительно указа Шевчука. – Ред.), мне неизвестно о какой-либо реакции. Нужно понимать, на чём основываются такие действия…» – передало «РИА Новости» слова пресс-секретаря российского президента.
Хотя вспоминаются и другие слова – патриарха Кирилла – на III Ассамблее Русского мира в 2009 году: «Святая Русь – это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы – мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ».
Но жизнь сложнее. И вот молдавский пограничник без каких-либо объяснений отказал мне в праве участвовать в научной конференции и потребовал в течение суток вернуться домой. Правда, разрешил скоротать ночь на скамье в зале ожидания…
А рано утром 16 сентября я был депортирован из Кишинёва и самолётом доставлен в аэропорт Пулково. Именно доставлен, поскольку загранпаспорт и справку на молдавском языке передал в руки нашим пограничникам командир корабля. Наши отнеслись ко мне с полным пониманием, побеседовали и вернули паспорт. Обо всём этом я сообщил организаторам конференции в Тирасполь. Мне сказали, что ещё двух участников из Москвы тоже депортировали. Это не беда. Хуже, что целый народ приднестровский так долго держат в неопределённости.