Ближайшая к Музею истории ГУЛАГа станция метро носит имя Достоевского. В одном из переходов большое, во всю стену, мраморное панно с портретом писателя. Если всмотреться, во взгляде его – мудрость провидца, сострадание к людям, но и свет веры. Наверное, неслучайно совместились географически музей и станция, в этом тоже есть что-то от провидения.
Писатель многое увидел в жизни, его произведения звучали и звучат как предупреждение, напоминание о важности жить по совести и не возвышаться за счёт страданий других. Это направление в литературе продолжил уже в другое время другой писатель – Александр Солженицын. Оба прошли застенки, на себе испытали страдания затворничества и унижений. Усвоены ли нами подобные уроки сполна?
На открытии новой музейной экспозиции Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отмечала, что вопрос диалога между властью и обществом, вопрос готовности к покаянию и признанию ошибок, и, главное, к их неповторению по-прежнему в повестке дня. Многое в новой России изменилось и в законодательстве, и в сознании людей. Но есть ещё немало того, что надо доосмыслить из времени ГУЛАГа, не перечёркивая того светлого и созидательного, что было тогда.
Первый зал новой экспозиции посвящён… дверям, он так и называется – «Двери». Именно с них часто начиналась для будущих заключённых новая жизнь: стук среди ночи, чёрный воронок, дальняя дорога… Потом мелькали двери следственных кабинетов, камер заключения, бараков, нужников... И далеко не всех ждали потом распахнутые ворота к свободе. Многие если не потеряли жизнь в лагерях, то утратили близких и друзей. На открытии упоминался уникальный случай: не так давно в музее встретились мать и дочь, потерявшие друг друга более чем на 60 лет…
Один из залов посвящён Белбалтлагу – там сосредотачивались строители Беломорско-Балтийского канала. Он был важен для страны, его прорыли в рекордные сроки – за 21 месяц, но только заключённых умерло за это время 12 374 человека. Могущество и обороноспособность очень важны, однако достижение цели не должно заслонять беспокойства и заботы о человеческих судьбах.
Экспонаты выставки.
Одна из дверей в другую жизнь…
Как отметил министр Правительства Москвы Александр Кибовский, через залы музея уже прошли почти все школьники столицы, музей стал центром просветительской работы, местом обсуждения важных общественных проблем.
– Мы работали над экспозицией более трёх лет, – рассказывает директор музея, художественный руководитель проекта Роман Романов. – Тщательно отбирали ключевые документы, цитаты, воспоминания, предметы, видео- и фотоматериалы...
Атмосферу времени помогают понять озвученные замечательными актёрами рассказы и воспоминания заключённых. Спасибо за это Чулпан Хаматовой, Инне Чуриковой, Авангарду Леонтьеву, Евгению Ткачуку, Юлии Пересильд и другим мастерам. Бывшего узника ГУЛАГа А. Солженицына озвучил Евгений Миронов. Как отметил на открытии экспозиции советник Президента РФ Михаил Федотов, она помогает глубже понять, что это такое «большой террор».
Поэтому и важно, чтобы каждый из нас как можно полнее воспринял уроки, и перед дьяволом зла и безнаказанности, как определила явление Татьяна Москалькова, были навсегда захлопнуты двери.
Если вернуться к Достоевскому, то некоторые публицисты представляют пассаж Ивана Карамазова о слезинке невинного ребёнка чуть ли не как квинтэссенцию Евангелия, утверждая, что в идее сконцентрировано учение Христа. Господь однако, не проповедовал ни пацифизма, ни анархии. И об этом также надо помнить. Чтобы становиться ещё сильнее и добрее.
Владимир Сухомлинов
Фото Максима Гончарова