Несмотря на зимнюю стужу, в залах Царицынского дворца почти так же многолюдно, как и летом: выставка «Великолепный князь Тавриды» вызывает немалый интерес у тех, для кого история Отечества не исчерпывается сухими страницами школьных учебников.
Ах, как любим мы по незнанию и нелюбопытству своему обклеивать ярлыками исторические личности!.. Мы и первых лиц русской истории, как правило, стараемся втиснуть в какое-нибудь звонкое клише. Тех же, кто по правую руку от государей и государынь стоял и вместе с ними славу Отечества воздвигал, мы и вовсе не щадим. И кому же, как не историкам и музейщикам, восстанавливать историческую справедливость.
Что первое всплывает в вашей памяти, когда речь заходит о Григории Потёмкине? Скорее всего – морганатический брак с Екатериной II, коему имеются пусть и весьма убедительные, но всё же косвенные доказательства, и «потёмкинские деревни», каковые являются не более чем историческим анекдотом. Миф об удачливом фаворите, сластолюбце и сибарите, купавшемся в немыслимой роскоши, напрочь заслонил в глазах последующих поколений славу отважного полководца, тонкого дипломата и одного из самых образованных людей своего времени.
Ещё с советских времён ни одной выставки, посвящённой лично Потёмкину, не было организовано, что, впрочем, и неудивительно: фаворит и временщик – такой образ весьма импонировал традиционной историографии, корни которой уходят в XVIII столетие. Роль князя в истории государства Российского умаляли ещё его современники. Зависть – страшная сила.
Григорий Потёмкин стал первой фигурой в масштабном проекте монографических выставок Царицынского музея-заповедника под общим названием «Эпоха и личность». И выбор этот неслучаен. Как знать, если бы не он, может, Царицыно никогда бы и не построили. В 1775 году императрица Екатерина посетила Первопрестольную в связи с торжествами, посвящёнными заключению Кучук-кайнарджийского мира, и, осматривая окрестности, была столь взволнована красотою здешних мест, что решила выкупить их у прежних владельцев, князей Кантемиров. Вскоре на берегу пруда поставили скромный шестикомнатный деревянный дворец, где государыня жила с очень маленькой свитою, главным человеком в которой был Потёмкин, ему впоследствии предстояло курировать строительство большого дворцового ансамбля.
На подготовку выставки, открывшейся в последних числах декабря, ушло более двух лет. По музеям Москвы и Петербурга собирали бесценные экспонаты: личные вещи, парадную посуду, карты военных кампаний, портреты сподвижников и соратников, в том числе и из числа прекрасных дам, ибо они были не только объектами нежной страсти, но и орудиями искусных дипломатических интриг; книги, которыми юный князь зачитывался в пору своего московского студенчества… Всё это с немалым искусством расположено в залах, весьма замысловатых с точки зрения экспозиционного дизайна. Игра света и тени добавляет свои краски в чуть загадочную, таинственную атмосферу выставки. В качестве последнего аргумента остаётся только привести слова Белинского: «Много величавых образов украшает блестящий век Екатерины Великой, но Потёмкин всех их заслоняет в глазах потомства своею колоссальною фигурою. Его и теперь всё так же не понимают, как не понимали и тогда. Видят в нём счастливого временщика, сына случая, гордого вельможу и не видят сына судьбы и великого человека, умом завоевавшего своё безмерное счастие, а гением доказавшего свои права на него».