Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не ловелас, но муж великий

01 января 2007

МУЗЕЙНЫЙ ФОНД

ИТАР-ТАССНесмотря на зимнюю стужу, в залах Царицынского дворца почти так же многолюдно, как и летом: выставка «Великолепный князь Тавриды» вызывает немалый интерес у тех, для кого история Отечества не исчерпывается сухими страницами школьных учебников.

Ах, как любим мы по незнанию и нелюбопытству своему обклеивать ярлыками исторические личности!.. Мы и первых лиц русской истории, как правило, стараемся втиснуть в какое-нибудь звонкое клише. Тех же, кто по правую руку от государей и государынь стоял и вместе с ними славу Отечества воздвигал, мы и вовсе не щадим. И кому же, как не историкам и музейщикам, восстанавливать историческую справедливость.

Что первое всплывает в вашей памяти, когда речь заходит о Григории Потёмкине? Скорее всего – морганатический брак с Екатериной II, коему имеются пусть и весьма убедительные, но всё же косвенные доказательства, и «потёмкинские деревни», каковые являются не более чем историческим анекдотом. Миф об удачливом фаворите, сластолюбце и сибарите, купавшемся в немыслимой роскоши, напрочь заслонил в глазах последующих поколений славу отважного полководца, тонкого дипломата и одного из самых образованных людей своего времени.

Ещё с советских времён ни одной выставки, посвящённой лично Потёмкину, не было организовано, что, впрочем, и неудивительно: фаворит и временщик – такой образ весьма импонировал традиционной историографии, корни которой уходят в XVIII столетие. Роль князя в истории государства Российского умаляли ещё его современники. Зависть – страшная сила.

Григорий Потёмкин стал первой фигурой в масштабном проекте монографических выставок Царицынского музея-заповедника под общим названием «Эпоха и личность». И выбор этот неслучаен. Как знать, если бы не он, может, Царицыно никогда бы и не построили. В 1775 году императрица Екатерина посетила Первопрестольную в связи с торжествами, посвящёнными заключению Кучук-кайнарджийского мира, и, осматривая окрестности, была столь взволнована красотою здешних мест, что решила выкупить их у прежних владельцев, князей Кантемиров. Вскоре на берегу пруда поставили скромный шестикомнатный деревянный дворец, где государыня жила с очень маленькой свитою, главным человеком в которой был Потёмкин, ему впоследствии предстояло курировать строительство большого дворцового ансамбля.

На подготовку выставки, открывшейся в последних числах декабря, ушло более двух лет. По музеям Москвы и Петербурга собирали бесценные экспонаты: личные вещи, парадную посуду, карты военных кампаний, портреты сподвижников и соратников, в том числе и из числа прекрасных дам, ибо они были не только объектами нежной страсти, но и орудиями искусных дипломатических интриг; книги, которыми юный князь зачитывался в пору своего московского студенчества… Всё это с немалым искусством расположено в залах, весьма замысловатых с точки зрения экс­позиционного дизайна. Игра света и тени добавляет свои краски в чуть загадочную, таинственную атмосферу выставки. В качестве последнего аргумента остаётся только привести слова Белинского: «Много величавых образов украшает блестящий век Екатерины Великой, но Потёмкин всех их заслоняет в глазах потомства своею колоссальною фигурою. Его и теперь всё так же не понимают, как не понимали и тогда. Видят в нём счастливого временщика, сына случая, гордого вельможу и не видят сына судьбы и великого человека, умом завоевавшего своё безмерное счастие, а гением доказавшего свои права на него».

Ксения ТКАЧ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Ткач

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS