Рецензия на сборник рассказов и повестей Максима Жукова «По образу и подобию»
«По образу и подобию» – вторая книга моего ученика, молодого астраханского литератора Максима Жукова. С первым сборником его рассказов «Свобода и цепь» она объединена одной общей темой – поисками себя, идеей свободы выбора человеком собственного пути, в конечном счёте обретения им своего места в этом мире.
Пишет молодой прозаик не в привычной читателям классической манере, всё повествование строится на метафорах, как, например, две капли засохшей крови на погонах досрочно демобилизованного с армейской службы новобранца взамен двух алых полосок на погонах оставшихся на срочной службе его сослуживцев в рассказе «Младший сержант» как нельзя более ярко свидетельствуют о продолжающемся в армии беспределе дедовщины. Служба в армии явилась настоящей жизненной школой молодого автора. Максим попал в горячую точку, и это не могло не наложить отпечатка на его прозу, которая стала и жёстче, и содержательнее.
Произведений, выстроенных на метафоре, в сборнике немало. Это и первые рассказы сборника «23» и «Муха», написанные с острым юмором, несколько выбивающиеся из общей канвы в целом серьёзной книги, и рассказ «Манекен», целиком выстроенный на контрастах. Жуков детально описывает трагизм положения нашего молодого современника в стремительно меняющемся мире, что ярко характеризует одна из фраз, брошенная в запале главным героем рассказа: «Да не манекен я, а живой. Живой я!»
Само название повести «По образу и подобию» свидетельствует о христианском мировоззрении её автора. Как и в предшествующем повести рассказе «Истина», уводящем читателя в ирреальный, потусторонний мир, в повести Максима прослеживается библейская тема создания человека Богом по образу и подобию своему. Герой Жукова, сталкиваясь с жизненными трудностями, стремится к «подобию» Творца, обнаруживая при этом недостижимость своей цели и идеала.
Читать Максима Жукова интересно. Всё, о чём бы он ни писал, молодой прозаик наполняет ясным смыслом, сопереживая и сочувствуя своим героям – маленькой беглянке из детского дома (рассказ «Побег»), молодому охраннику (рассказ «Манекен»), уже упомянутому досрочно демобилизованному призывнику, избитому и униженному старшим по званию (рассказ «Младший сержант»), самому себе, как это происходит в рассказах «Пустота» и «Быть сильным».
Как и в первой из увидевших свет книг, где автор погружает читателей в мир, в котором часы без механизма отсчитывают обратный ход времени, где внезапно зацветает чудом спасённое героем дерево, где дождь, будто живое существо, сопричастен ко всему, что происходит с нами, где вызывает искреннее сострадание посаженный на длинную цепь сторожевой пёс, предпочитающий сытой неволе голодную свободу. Все рассказы и повесть второго сборника Жукова пронизаны единым мотивом сопереживания к слабым и сирым, пониманием того, что ты в пути не одинок, поскольку «в мире есть я и Господь, а значит, нас уже двое».
Дина Немировская