В Благовещенске завершился смотр отечественных
фильмов и антрепризных спектаклей
Памятник актёру, режиссёру и драматургу Валерию Приёмыхову стоит напротив 16-этажной гостиницы «Азия», в которой разместились участники фестиваля «Амурская осень». Приёмыхов, пожалуй, самый известный благовещенец. Поэтому вполне закономерно, что главный приз фестиваля носит его имя.
Культурный форум подобного рода для любого города явился бы праздником. Не стала исключением в этом смысле и столица Амурской области. При этом нельзя сказать, чтобы город позабыт-позаброшен, сидит на скудном «культурном пайке». Нет, известные артисты и коллективы, гастролирующие на пространстве от Красноярска до Владивостока, посещают и этот областной центр на берегу Амура.
Уникальность «Амурской осени» состоит в том, что тут «два в одном флаконе» – и кинофестиваль, и театральный. Каждая из категорий имеет свою специфику – в киносмотре участвуют только отечественные фильмы, театральный конкурс проводится для антрепризы.
«Амурская осень» – вдохновенное детище бессменного президента фестиваля Сергея Новожилова. В прекрасно организованной культурной акции имеется лишь один недочёт – спектакли и фильмы проходят на разных площадках одновременно. Поэтому зрители стоят перед нелёгким выбором: куда идти? Ведь соблазнов много, у каждого зрелища свои приманки. «Не могу же я разорваться!» – в сердцах воскликнул один мой коллега.
Корреспондент «ЛГ» совершил свой нелёгкий выбор в пользу жрецов Мельпомены. Руководствуясь нехитрым соображением, что конкурсные фильмы худо-бедно можно будет посмотреть на дисках или в Интернете, а вот спектакли… Очевидно, так рассуждали многие. Поэтому спектакли собирали зрителей больше, чем фильмы.
Самый большой ажиотаж вызвал мюзикл «Мата Хари: любовь и шпионаж» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном. Спектакль отметили лишь одной наградой – приз за лучшее исполнение главной мужской роли был вручён Харатьяну. Но если бы существовал приз зрительских симпатий, как у киношников, с этим мюзиклом, поставленным Егором Дружининым на музыку Максима Дунаевского, мало кто бы мог потягаться.
В целом же театральная составляющая фестиваля – хороший повод задуматься о развивающемся у нас институте антрепризы. К её росту привело освобождение частной инициативы. Коммерческая направленность во многом и диктует свои требования к создателям: для постановки желательно брать пьесу с небольшим количеством персонажей, декорации должны быть предельно лаконичны. И главное – хорошо бы иметь среди исполнителей хотя бы одну звезду, о которой будут трубить развешанные по городу афиши. В большинстве конкурсантов «Амурской волны» звёзды имелись. Однако это не всегда спасало положение. Спектакль «Опасный… опасный… очень опасный», поставленный по не самой совершенной пьесе Л. Филатова, которая по-своему интерпретирует «Опасные связи» де Лакло, по замыслу режиссёра должен вытянуть на своих могучих плечах ленкомовец Виктор Раков. Однако он в этот раз играл без должного куража, во всяком случае, молодые партнёры ему не уступали. Поэтому зрители отнеслись к похождениям главного героя достаточно сдержанно. Возможно, виной тому, что спектакль «заигран», идёт много лет. Были перерывы, его восстанавливали, терялась фонограмма.
Гораздо увлекательнее мне показался «Коварство и любовь» режиссёра Нины Чусовой. Здесь костюмная драма перестала быть костюмной, внешнее, наносное – долой, на сцене остались только шиллеровские страсти. Особенно хорош Сергей Астахов в роли Вурма.
Главный приз в театральном конкурсе завоевал поставленный Павлом Сафоновым спектакль «Утиная охота». Вампиловская пьеса с его рефлексирующим героем не потеряла своей актуальности. Чувствовалось, с каким удовольствием актёры играют её. Исполнитель роли Кушака Сергей Фролов отмечен призом за лучшую роль второго плана.
Член театрального жюри, благовещенский поэт Игорь Игнатенко сказал мне, что больших разногласий между ними не было. Однако можно представить, что порой положение жюри было не из лёгких. Взять хотя бы ту же роль второго плана. Ведь кроме фроловской, тут наверняка рассматривались такие исполнители, как Сергей Астахов (Вурм) или Ирина Лачина, великолепно сыгравшая Дарью Федосеевну в «Не всё коту Масленица». (Кстати, оригинальное название пьесы Островского чем-то не понравилось режиссёру В. Невинному и он заменил его на безликое, банальное «Секреты любви», что вряд ли привлечёт лишних зрителей на этот незаурядный спектакль.)
От «любви» не удержались и авторы одного из интереснейших спектаклей фестиваля. «Спасённая любовь» – так назвал инсценировку «Воскресения» Владимир Лаптев-старший. Здесь очень сильный актёрский состав. Эффектно смотрелась Дарья Екамасова, игравшая пять (!) маленьких ролей. Ну а Валерия Ланская за свою Катюшу Маслову достойна самых высоких похвал, которые и получила, – ей вручён приз за лучшую женскую роль.
В общем и целом фестиваль показал, что антреприза обращается и к настоящей драматургии и, увы, к дешёвым поделкам типа «Русского лото» (автор Василий Сигарев) или ужасающим «Женщинам в поисках любви» (Александр Фёдоров). Правда, эти комедии положений коммерчески выгодны – зрители на них ходят. Да и жюри «Амурской осени» благодушно отнеслось к подобному выбору – приз за лучшую режиссуру получил Ованес Петян, поставивший бестолковую пьесу Ника Ворока (псевдоним А. Коровкина) «Опасные мальчики», которая представляет собой нагромождение нелепостей.
Если говорить о режиссуре, необходимо отметить ещё церемонии открытия и закрытия фестиваля. По сути дела, подобные шоу выделились в самостоятельный жанр. Постановщики соревнуются, кто кого перещеголяет, кто придумает больше сценических эффектов. Генеральный продюсер «Амурской осени» Антон Калюжный подготовил церемонии открытия и закрытия с безупречным вкусом. Особенно впечатлило открытие.
Что касается фильмов, тут никаких неожиданностей не было. Большинство из них зрителям и критикам знакомы, обладают негласным рейтингом. Все лидеры были отмечены наградами: и «В тумане» С. Лозницы, и «Кококо» А. Смирновой, и «О нём» В. Криштофовича, и «Рассказы» М. Сегала. Гран-при отдан мелодраме А. Касаткина и Н. Назаровой «Дочь».
Диапазон действия фестиваля был весьма широк. Спектакли показывались в разных городах области, вплоть до отдалённой Тынды, артисты выезжали с концертами. Да и в самом Благовещенске состоялись многочисленные мероприятия, проходившие под патронатом начальника Управления культуры Благовещенска изобретательной и деятельной Виктории Хопатько.
Юбилейная, десятая, «Амурская осень» отошла в историю. Остаётся поблагодарить оргкомитет и исполнительную дирекцию, а также спонсоров за те титанические усилия, которые они приложили, чтобы состоялось это запоминающееся событие.
(фото),
БЛАГОВЕЩЕНСК – МОСКВА