Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не музыкальная история

01 января 2007

Полина Осетинская. Прощай, грусть. – СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2008. – 240 с.: ил. 

В конце 80-х прошлого века имя Полины Осетинской, девочки-пианистки, исполнявшей сложнейшие музыкальные произведения в лучших концертных залах, гремело на всю Россию. 

Психологи утверждают, что человек, доверивший бумаге свои переживания и боль, тем самым избавляется от них, становится счастливее и свободнее. В своей книге «Прощай, грусть» спустя 20 лет Полина рассказывает о том, какой ценой была достигнута её детская слава. 

Отец Полины, известный киносценарист Олег Осетинский, взял на себя воспитание и музыкальное образование дочери. «Сам он на рояле играть не умел, нот не знал и читать нотный текст не мог», – пишет Полина. Тем не менее с пяти лет она занималась музыкой по программе, разработанной отцом. 

В эту программу входили не только труд, непосильный для маленького ребёнка, но ещё и постоянное чувство голода, оскорбления, унижения, побои, страх. 

Те немногие учителя, которые пытались заниматься с необыкновенно талантливой девочкой музыкой по классическим канонам, не выдерживали «конкуренции» с её отцом и отказывались. Полина приводит мнение Олега Осетинского об этом: «Наконец начал учить свою дочь музыке – и начал с того, что полностью отказался от шаблонных казарменных методик обучения, принятых в СССР... Я перечитал горы литературы, разобрал несколько старых фортепиано и роялей, чтобы понять тайну их работы. Я изучил устройство руки ребёнка как врач, устройство тела и физиологию – как спортивный тренер, устройство рояля – как настройщик. Кроме того, я с детства имел уникальные слух и память... Опытные педагоги с ненавистью бросали мне: «Вы дилетант!» Но я презирал их – и презираю сейчас». 

Двадцать пять хронических болезней в стадии обострения, предъязвенное состояние, вегетососудистая дистония, всероссийская слава и умение сыграть на публике Шестую сонату Скрябина, выучив лишь первую страницу. Дальше Полина выучить не успела и играла импровизацию на тему, но публика ничего не заметила... Таковы результаты шести детских лет, проведённых с отцом. 

Как-то Полина поинтересовалась у дирижёра Саулюса Сондецкиса, с которым она сыграла свой первый концерт с оркестром: «Маэстро, как вы на это согласились, ведь мне было восемь лет?» «...он удивлённо изогнул бровь и ответил мягким голосом с литовским акцентом: «Полина, мне звонили чуть ли не первые лица государства да и из Министерства культуры тоже». Чувствуете размах? Папа уже бороздил тогда ещё не вспаханные поля маркетинга. Уломать, пообещать, пробить, умолить, подкупить, обольстить, уговорить нужных людей – цель оправдывала средства». 

Теперь, когда прошло уже много лет с тех пор, как Полина, не выдержав постоянного давления, сбежала от отца, она считает свою игру на фортепиано в то время «невыносимым фарсом». «До сих пор не могу без дрожи и омерзения смотреть и слушать свои детские записи – эту профанацию, это, если угодно, осквернение». Ей пришлось потратить несколько лет, чтобы стать настоящим профессионалом, а переучиваться, как известно, много труднее... 

Наверное, будет несправедливым назвать эту книгу лишь актом освобождения автора от пережитой боли. В этом хорошо написанном, ясном, без художественных изысков тексте с явно выраженным исповедальным началом – средоточие многих проблем. Думаю, они могут называться общечеловеческими, несмотря на исключительность рассказанной истории. 

Обладают ли родители безграничной властью над жизнью детей? Вправе ли отец видеть в ребёнке лишь инструмент для исполнения своей нереализованной мечты? Окупает ли то удовольствие, которое маленькая девочка доставляла публике, её слёзы и мучения, почти не видимые миру? 

Две вещи более всего поразили меня в этой книге. Абсолютно беззлобная интонация, с которой Полина пишет о своём страшном, если услышать только факты, детстве. И те невероятные усилия, которые она приложила к тому, чтобы после побега от отца, преодолев тяжёлую депрессию, перестав быть «вундеркиндом», начать профессионально заниматься музыкой. Думаю, именно талант слышать, понимать и чувствовать музыку, который не выявил, а, к счастью, не убил её отец, помог ей выжить и закончить книгу словами: «Моя жизнь только начинается». 

Наталья ГОЛУБЬ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Голубь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS