И дёрнуло же Тургенева заявить, что во дни тяжких испытаний отрадой и опорой ему был русский язык! Когда настали дни и даже годы тяжких испытаний для нас – какая-то невидимая рука крепко вцепилась в эту опору и начала её расшатывать. То мат объявят непременной основополагающей частью русского языка, то количество часов, отведённое в школе на обучение русскому, сократят...
Распространившаяся сейчас на ТВ манера чтения любых текстов мало соответствует нормам не только русской орфоэпии, но и логики, и уважения к слушателю. Началось всё с того, что кому-то понадобилось разом выгнать с государственного телевидения всех дикторов, профессионально владевших русской произносительной нормой: «Они-де читали в эфир информацию о путче!» В эфир хлынула волна воинствующей безграмотности. Поначалу к микрофонам прорвались какие-то мальчики и девочки, набранные, судя по звучанию, в ближайшем буфете. Они буквально всасывали в себя микрофон, судя по хриплым вздохам, все страдали астмой и не выговаривали примерно трети алфавита. Зато сколько злорадства звучало в голосе, когда они объясняли, что теперь свободный эфир принадлежит таким, как они!
Постепенно научились отодвигать микрофон на нужное расстояние. Но пришла другая беда: выяснилось, что нормально говорить по-русски – это совково и недостойно работников СМИ. Надо говорить то ли как на Западе, то ли как велит их глубоко творческая индивидуальность. Девочки зачитывали информацию о количестве солдат, погибших в Чечне, постельным шёпотом, а подражание западным дикторам привело к тому, что любой текст звучал так, словно диктор непрерывно рассказывает одесский анекдот. Одно из основных требований русской орфоэпии, внушаемых начинающим изучать язык иностранцам – понижение голоса и пауза на конце фразы, – было похоронено на долгие годы.
Была мода на подражание «оксфордскому» произношению, когда э-э-э Евгений Киселёв
а-а-а задавал тон э-э-э провинциальным а-а-а начинающим. Была мода заканчивать каждую фразу почти рекламным выкриком. Была мода непременно делать паузу не после точки, а перед последним словом – пусть фраза звучит по-идиотски, это не важно. Важно, что не по-русски. Правда, для рекламы всегда делалось исключение – реклама должна звучать доступно и восприниматься адекватно, реклама – это святое, и уж тут все говорили, как некогда во МХАТе.
Совсем недавно все делали логическое ударение непременно на предпоследнем слове, и все телеумницы были уверены, что это придаёт речи особую выразительность. И доводы о том, что в русском языке порядок слов – не жёстко закреплённый и главное по смыслу слово может стоять где угодно, разбивались о скалу уверенности, что раз так говорят где-то за границей, то только так оно для всех языков и грамотно.
Несть числа измывательствам над русским языком и над слушателем. Остаётся ждать очередного 9 Мая, чтоб дали возможность выйти на сцену Анне Шатиловой и Игорю Кириллову! Они нас любили. Они говорили для нас. Чтоб слушатель всё понял сразу, чтоб мысль не дробилась, а телевизионная речь была образцово грамотной. Сегодняшние – в нас слова выплёвывают, по их установке, нас надо шокировать, нам надо демонстрировать свою злобность, свои претензии на европейскую интонацию (неуместную в русской речи). А то, что их выкрутасы раздражают, никому в голову не приходит. В том числе и на канале «Культура», которому вроде бы пристало владеть культурой устной речи!
Кому и зачем нужно старательно уничтожать наши орфоэпические нормы? Русский язык не нуждается в улучшениях, которые пытаются внести в него те, кто ни родного, ни чужого языка не знает толком.
, ЕКАТЕРИНБУРГ