Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Не надо русский улучшать

01 января 2007

ТЕЛЕРЕЧЬ

Иван АНЧУКОВИ дёрнуло же Тургенева заявить, что во дни тяжких испытаний отрадой и опорой ему был русский язык! Когда настали дни и даже годы тяжких испытаний для нас – какая-то невидимая рука крепко вцепилась в эту опору и начала её расшатывать. То мат объявят непременной основополагающей частью русского языка, то количество часов, отведённое в школе на обучение русскому, сократят... 

Распространившаяся сейчас на ТВ манера чтения любых текстов мало соответствует нормам не только русской орфоэпии, но и логики, и уважения к слушателю. Началось всё с того, что кому-то понадобилось разом выгнать с государственного телевидения всех дикторов, профессионально владевших русской произносительной нормой: «Они-де читали в эфир информацию о путче!» В эфир хлынула волна воинствующей безграмотности. Поначалу к микрофонам прорвались какие-то мальчики и девочки, набранные, судя по звучанию, в ближайшем буфете. Они буквально всасывали в себя микрофон, судя по хриплым вздохам, все страдали астмой и не выговаривали примерно трети алфавита. Зато сколько злорадства звучало в голосе, когда они объясняли, что теперь свободный эфир принадлежит таким, как они! 

Постепенно научились отодвигать микрофон на нужное расстояние. Но пришла другая беда: выяснилось, что нормально говорить по-русски – это совково и недостойно работников СМИ. Надо говорить то ли как на Западе, то ли как велит их глубоко творческая индивидуальность. Девочки зачитывали информацию о количестве солдат, погибших в Чечне, постельным шёпотом, а подражание западным дикторам привело к тому, что любой текст звучал так, словно диктор непрерывно рассказывает одесский анекдот. Одно из основных требований русской орфоэпии, внушаемых начинающим изучать язык иностранцам – понижение голоса и пауза на конце фразы, – было похоронено на долгие годы. 

Была мода на подражание «оксфордскому» произношению, когда э-э-э Евгений Киселёв
а-а-а задавал тон э-э-э провинциальным а-а-а начинающим. Была мода заканчивать каждую фразу почти рекламным выкриком. Была мода непременно делать паузу не после точки, а перед последним словом – пусть фраза звучит по-идиотски, это не важно. Важно, что не по-русски. Правда, для рекламы всегда делалось исключение – реклама должна звучать доступно и восприниматься адекватно, реклама – это святое, и уж тут все говорили, как некогда во МХАТе.
Совсем недавно все делали логическое ударение непременно на предпоследнем слове, и все телеумницы были уверены, что это придаёт речи особую выразительность. И доводы о том, что в русском языке порядок слов – не жёстко закреплённый и главное по смыслу слово может стоять где угодно, разбивались о скалу уверенности, что раз так говорят где-то за границей, то только так оно для всех языков и грамотно. 

Несть числа измывательствам над русским языком и над слушателем. Остаётся ждать очередного 9 Мая, чтоб дали возможность выйти на сцену Анне Шатиловой и Игорю Кириллову! Они нас любили. Они говорили для нас. Чтоб слушатель всё понял сразу, чтоб мысль не дробилась, а телевизионная речь была образцово грамотной. Сегодняшние – в нас слова выплёвывают, по их установке, нас надо шокировать, нам надо демонстрировать свою злобность, свои претензии на европейскую интонацию (неуместную в русской речи). А то, что их выкрутасы раздражают, никому в голову не приходит. В том числе и на канале «Культура», которому вроде бы пристало владеть культурой устной речи!
 
Кому и зачем нужно старательно уничтожать наши орфоэпические нормы? Русский язык не нуждается в улучшениях, которые пытаются внести в него те, кто ни родного, ни чужого языка не знает толком. 

Т. ЕРОШОВА, ЕКАТЕРИНБУРГ

Т. Ерошова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты