А кем мечтали стать юноши 60-х, в том числе дети крестьян и рабочих? Физиками-ядерщиками, лётчиками, космонавтами, поэтами, кинорежиссёрами, геологами, первооткрывателями – таковы были приоритеты, «навязанные» в том числе радио и ТВ. И эти мечты у многих сбывались. Валютных спекулянтов и фарцовщиков тогда было крайне мало, их презирали. И сажали. Теперь, как гордо поведал продюсер Александр Цекало вечернему Урганту, они стали олигархами, министрами. И, добавим от себя, презирают всех этих «ядерщиков-первооткрывателей-поэтов», которым за всю жизнь не заработать столько, сколько бывшие фарцовщики получают в месяц. А когда заикнёшься о прогрессивной шкале налогообложения, которая во всех цивилизованных странах работает на смягчение социальной вражды, то машут руками: мы ещё не дозрели – психология фарцовщика даёт о себе знать.
Сериал «Фарца», который, по словам создателей, «куда более дерзкая история», чем «Оттепель» и «Стиляги», и вправду с какой-то особой дерзостью и, я бы добавил, цинизмом расправляется со временем романтиков и бессребреников.
Сценаристы «Фарцы» (Юлия Идлис, Александры Котт и Цекало) тоже фарцовщики, они спекулируют светлыми 60-ми, какими они были изображены в прозрачных, счастливых, чистых кинофильмах: «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии и «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») Марлена Хуциева. Скопированы узнаваемые сцены, даже персонажи. Главный герой «Фарцы» похож на молодого писателя-комсомольца (замечательного Алексея Локтева у Данелии), приехавшего в Москву со строек Сибири, его друзья – на других героев этих картин, искренних, добрых, бескорыстных работяг и студентов, которых играли молодые Никита Михалков, Евгений Стеблов, Николай Губенко и Станислав Любшин. Но этого мало, в сериале мелькают известные писатели 60-х – Василий Аксёнов, Михаил Светлов, Геннадий Шпаликов. Есть и Юрий Гагарин! И даже главный редактор легендарного журнала «Юность», правда, это не Борис Полевой и не Валентин Катаев, а некая богемная дама, преподающая начинающим писателям премудрости литературного мастерства в постели, – не всем, а только талантливым.
«Фарца», стартовав на пролетарской заставе Ильича, очень быстро шагает в грязные подворотни и скверы, где ради денег обманывают, предают, продают. Один из друзей проигрался в карты, и, чтобы спасти его, «писатель» оборачивается стилягой и делягой-фарцовщиком, торгует «досками» и «костями», входит в контакт с проститутками и уголовниками, играет в карты по-крупному, для чего ворует общак. Его ловят, судят и… оправдывают, так как он дал согласие на сотрудничество с КГБ. «Кровавая гэбня» здесь особенно коварна – беспощадно вербует и бандитов, и людей искусства. Лишь один хороший человек в сериале – милиционер в исполнении канадского гражданина Алексея Серебрякова, но он бессилен против союза КГБ с криминалом. О, страшные нравы тоталитарного совка!
Вот такой взгляд из 2015 года на обожаемые даже нашими либералами 60-е, такой патриотический подарок сделал Первый канал зрителям в честь своего двадцатилетия. 1 апреля 1995 года родилось ОАО «ОРТ», и рулить на первой кнопке вместо убитого Листьева стали известные «фарцовщики» Березовский и Патаркацишвили. Стоит ли с этой годовщиной поздравлять?
И ещё на тему патриотизма. Наше ТВ ничего не сообщило о другой «круглой дате». 3 апреля исполнилось полгода, как в тюрьме сидит Олег Миронов. В сентябре прошлого года он протестовал против позиции и высказываний бывшего телеведущего Андрея Макаревича по поводу евромайдана, «аннексии Крыма» и событий в Донбассе. Миронов на концерте «Машины времени» якобы распылил из баллончика перечный газ. Испортил ненадолго настроение нескольким поклонникам и охранникам Макаревича, и вот уже полгода он в неволе. Мы, конечно, не одобряем таких методов протеста, но тут особый случай: Олег Миронов – патриот России, его друзья-добровольцы с оружием в руках сражались в Новороссии, некоторые из них отдали за неё жизнь, и его отношение к макаревичам можно понять. И тут бы обойтись штрафом или сколькими-то сутками административного ареста, но Миронову грозит до девяти лет тюрьмы!
Какие уголовные статьи ему вменяют? Несколько – и самая тяжкая из них: «Применение предметов, используемых в качестве оружия… по мотивам ненависти либо вражды к социальной группе». К какой такой социальной группе? К группе поклонников киевских переворотчиков, обстреливавших жилые кварталы из «градов»? Есть такая социальная группа? И за вражду с нею по совокупности девять лет?
На проукраинскую активистку, бросившую в Михаила Пореченкова металлический макет пистолета в театре, не завели даже административного производства. Хулиганы, проведшие акцию «Осквернение мавзолея», в ходе которой его поливали некоей якобы «святой водой», получили всего по десять суток административного ареста. И лишь кощунствовавшие в храме Христа Спасителя девицы получили «двушечку», и то потому, что они и их адвокаты жаждали, как теперь стало ясно, реального срока.
Акционистам либерального помёта девять лет не давали – на их защиту вставали все либеральные СМИ, заламывала руки Лия Ахеджакова, мощно подключалась западная пресса, и российская прокуратура под их натиском отступала; а с Мироновым – можно по всей строгости двойных стандартов? У нас высокопоставленные казнокрады, даже насильники и убийцы получают условные сроки. Или они, как Макаревич с Грачёвым, – социально близкие, а патриот Миронов – далёкий? Главные враги России её патриоты? Абсурд.
Во избежание новых «манежек» правоохранителям надо быть очень аккуратными в разборе подобных конфликтов, особенно если в них задеты национальные, религиозные, гражданские чувства или встаёт вопрос об очевидной социальной несправедливости. Иначе вновь актуальными станут строки Бориса Пастернака: «Так ныне, пункт за пунктом намереньями добрыми доводят нас до бунта». Это относится и к телевидению, которое не устаёт прицельно плевать даже в самое светлое из прошлого.
И в заключение снова о «Фарце» и прочих сериалах, где действуют не герои, а антигерои. Чтобы энергия молодых граждан России не уходила в перечный распыл, а тратилась на что-то созидательное, необходимы перемены в экономике, в социальной и культурной политике, необходимо создавать фильмы-сериалы с такими героями, которым хотелось бы подражать. Они были раньше, есть в жизни и теперь. Правда, не в той «социальной группе», что телепродюсеры.