Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июня 2018 г.
  4. № 23 (6647) (13.06.2018)
Искусство Мнение Рецензия

Не ночной, не дневной и не дозор

13 июня 2018
Исполнители главных ролей Никита Волков  и Ольга Боровская

На экраны России вышел «Черновик» Сергея Мокрицкого по роману Сергея Лукьяненко


«Ночной дозор» не зря настойчиво поминают в анонсах, сзывая зрителей на новую экранизацию произведений известного российского фантаста. С ним связан успех, ошеломивший и зрителей, и критиков, которые уже не верили в конкурентоспособность отечественного кино, а «Дозоры» Тимура Бекмамбетова вслед за балабановскими «Братьями» давали не только надежду на возрождение российской киноиндустрии, но и указывали направление, по которому следовало двигаться.

 

В чём причина успеха этих лент и что их объединяет с недавними громкими премьерами («Легенда № 17», «Движение вверх», «Экипаж», «Салют 7»)? Видимо, нечто для публики важное, давно чаемое, то, чего очень не хватало в годы, когда кино- и телеэкран заливало потоками чернухи с желтухой. Справедливости, борьбы за неё, ну и, конечно, любви, верности, бескорыстия, честности, всего того, что стало исчезать из жизненных приоритетов нового времени.

Данила Багров боролся за брата, за друга, судил и карал тех, в ком нет правды и любви. В первом «Дозоре» герой обязательно должен был доискаться, какой же он совершил плохой поступок (оказалось, пожелал зла своей любимой), а если он не найдёт и не покается, то произойдёт всемирная катастрофа. Космонавты, лётчики и спортсмены тоже преодолевали немыслимые преграды не ради себя, а ради друзей, любимых, страны. Это картины национального спасения, восстановления человеческого достоинства.

Кого и как спасают в «Черновике»? И вообще, что там происходит? К сожалению, ничего или нечто невнятное. Хотя силы привлечены значительные, на вторых ролях здесь звёзды первой величины: Елена Яковлева, Евгений Цыганов, Андрей Руденский, Андрей Мерзликин, Сергей Горобченко, в эпизодах медийные персоны во главе с Ириной Хакамадой, которая, правда, здесь смотрится диковато; плюнули в вечность также телешоумен Дмитрий Хрусталёв и радиоведущий Александр Плющев.

В главной роли молодой, но уже подающий большие надежды Никита Волков. Его коварного друга играет много снимающийся Евгений Ткачук, а вот Анну – дебютантка Ольга Боровская. Её героиня в начале фильма предаёт героя, и вроде именно из-за неё он совершает разнообразные подвиги. Режиссёр далеко ушёл от первоисточника, у Лукьяненко главную героиню даже зовут иначе. Непонятно, почему все влюблены в эту Анну, а не в красавицу Розу (Юлия Пересильд) или, например, в импозантную Ренату (Северия Янушаускайте)?

Вопрос «верю-не верю» в подобных фильмах решающий – когда режиссёру не удаётся убедить в достоверности того мистического марева, в которое погружены персонажи, то пиши: пропало.

И мы писали о российско-укра­инской драме Мокрицкого «Битва за Севастополь», посвящённой скорее не сражениям в Крыму, а взаимоотношениям советского снайпера Людмилы Павличенко с её мужчинами и, что ещё более важно, – с женой американского президента Элеонорой Рузвельт, которая наставила героиню на путь истинный. Такая военная мелодрама. Но в «Черновике» совсем другой жанр, который требует иного, сказочного, киноязыка, особого качества действия – фильм из жанра фантастики получился слишком приземлённым, прямолинейным и неуклюжим. Огромные летающие матрёшки, которые вдруг преображаются в орудия убийства, внушают не доверие, а сомнение в том, надо ли из символа России так назойливо творить отвратительные чудища, которые летают над Москвой-рекой и убивает всё живое.

Россия (и прошлого, и настоящего, и будущего), куда попадают герои, предстаёт жестокой, лживой и опасной. Только одна дверка из волшебной башни ведёт в счастье, но располагается оно не в нашей стране, а где-то на экваторе. И что же, зритель должен горевать, что родился не на Мальдивах, а в России?

Когда в жанровом кино нет ни одной из ключевых составляющих успеха, о которых сказано в начале этой заметки, он обречён на провал. Просто жанр фэнтези – не гарантия триумфа в прокате, здесь любой из американских «Мстителей» будет успешнее. Обязательно должна быть затронута какая-то важная для русского зрителя струна.

И ещё раз убеждаюсь: чем больше у фильма продюсеров (здесь их семь!!!), тем больше шансов, что дитя будет без глаза.


 

Тэги: Премьера Фильм Отзыв Сергей Лукьяненко Сергей Мокрицкий Черновик
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS