На экраны России вышел «Черновик» Сергея Мокрицкого по роману Сергея Лукьяненко
«Ночной дозор» не зря настойчиво поминают в анонсах, сзывая зрителей на новую экранизацию произведений известного российского фантаста. С ним связан успех, ошеломивший и зрителей, и критиков, которые уже не верили в конкурентоспособность отечественного кино, а «Дозоры» Тимура Бекмамбетова вслед за балабановскими «Братьями» давали не только надежду на возрождение российской киноиндустрии, но и указывали направление, по которому следовало двигаться.
В чём причина успеха этих лент и что их объединяет с недавними громкими премьерами («Легенда № 17», «Движение вверх», «Экипаж», «Салют 7»)? Видимо, нечто для публики важное, давно чаемое, то, чего очень не хватало в годы, когда кино- и телеэкран заливало потоками чернухи с желтухой. Справедливости, борьбы за неё, ну и, конечно, любви, верности, бескорыстия, честности, всего того, что стало исчезать из жизненных приоритетов нового времени.
Данила Багров боролся за брата, за друга, судил и карал тех, в ком нет правды и любви. В первом «Дозоре» герой обязательно должен был доискаться, какой же он совершил плохой поступок (оказалось, пожелал зла своей любимой), а если он не найдёт и не покается, то произойдёт всемирная катастрофа. Космонавты, лётчики и спортсмены тоже преодолевали немыслимые преграды не ради себя, а ради друзей, любимых, страны. Это картины национального спасения, восстановления человеческого достоинства.
Кого и как спасают в «Черновике»? И вообще, что там происходит? К сожалению, ничего или нечто невнятное. Хотя силы привлечены значительные, на вторых ролях здесь звёзды первой величины: Елена Яковлева, Евгений Цыганов, Андрей Руденский, Андрей Мерзликин, Сергей Горобченко, в эпизодах медийные персоны во главе с Ириной Хакамадой, которая, правда, здесь смотрится диковато; плюнули в вечность также телешоумен Дмитрий Хрусталёв и радиоведущий Александр Плющев.
В главной роли молодой, но уже подающий большие надежды Никита Волков. Его коварного друга играет много снимающийся Евгений Ткачук, а вот Анну – дебютантка Ольга Боровская. Её героиня в начале фильма предаёт героя, и вроде именно из-за неё он совершает разнообразные подвиги. Режиссёр далеко ушёл от первоисточника, у Лукьяненко главную героиню даже зовут иначе. Непонятно, почему все влюблены в эту Анну, а не в красавицу Розу (Юлия Пересильд) или, например, в импозантную Ренату (Северия Янушаускайте)?
Вопрос «верю-не верю» в подобных фильмах решающий – когда режиссёру не удаётся убедить в достоверности того мистического марева, в которое погружены персонажи, то пиши: пропало.
И мы писали о российско-украинской драме Мокрицкого «Битва за Севастополь», посвящённой скорее не сражениям в Крыму, а взаимоотношениям советского снайпера Людмилы Павличенко с её мужчинами и, что ещё более важно, – с женой американского президента Элеонорой Рузвельт, которая наставила героиню на путь истинный. Такая военная мелодрама. Но в «Черновике» совсем другой жанр, который требует иного, сказочного, киноязыка, особого качества действия – фильм из жанра фантастики получился слишком приземлённым, прямолинейным и неуклюжим. Огромные летающие матрёшки, которые вдруг преображаются в орудия убийства, внушают не доверие, а сомнение в том, надо ли из символа России так назойливо творить отвратительные чудища, которые летают над Москвой-рекой и убивает всё живое.
Россия (и прошлого, и настоящего, и будущего), куда попадают герои, предстаёт жестокой, лживой и опасной. Только одна дверка из волшебной башни ведёт в счастье, но располагается оно не в нашей стране, а где-то на экваторе. И что же, зритель должен горевать, что родился не на Мальдивах, а в России?
Когда в жанровом кино нет ни одной из ключевых составляющих успеха, о которых сказано в начале этой заметки, он обречён на провал. Просто жанр фэнтези – не гарантия триумфа в прокате, здесь любой из американских «Мстителей» будет успешнее. Обязательно должна быть затронута какая-то важная для русского зрителя струна.
И ещё раз убеждаюсь: чем больше у фильма продюсеров (здесь их семь!!!), тем больше шансов, что дитя будет без глаза.