Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июля 2021 г.
Общество Политика Экспертиза

Не обманет ли нас Турция?

20 июля 2021

Анонсированный 10 лет назад план Р.Т. Эрдогана построить канал, соединяющий Чёрное море с Мраморным в обход Босфора, произвёл в турецком обществе фурор, стал частью всех последующих предвыборных кампаний Эрдогана. На фоне тусклых политических программ оппонентов он привлёк поддержку избирателей. Сейчас в Турции обстановка обостряется – впереди выборы президента в 2023 году. Эрдоган становится объектом жёсткой критики оппозиции. Ему нужно показать готовность последовательно реализовывать смелые планы.

Строительство обходного канала обсуждалось давно. Проход через перегруженный Босфор затруднён активным поперечным движением между европейской и азиатской частями 15-миллионного Стамбула, городу могут угрожать и последствия техногенных катастроф на Босфоре. Строительство канала может принести выгоды турецкой экономике, поможет строительным компаниям преодолеть кризис, создать рабочие места. Согласно статьям 2, 3 и Приложению 1 Конвенции Монтрё, торговые суда пользуются правом полной свободы прохода через проливы днём и ночью. Подобное ограничение турецкого суверенитета над проливами и ранее вызывало недовольство турецкого правительства. Оно в 1994-м, 1998-м и уже в 2000-х годах вводило противоречащие конвенции дополнительные регламенты судоходства, ограничивавшие проход, например, нефтеналивных судов или судов с ядерной силовой установкой. Это, кстати, шло вразрез с российскими экономическими интересами. Через проливы шло от 20 до 30% российской нефти, а новые регламенты приводили к задержкам и большим срокам ожидания разрешения на проход. Росли финансовые издержки. После открытия канала можно будет решить проблемы с ожиданием и очерёдностью, но несомненно, что за проход будет взиматься плата. Тогда судовладельцы окажутся перед дилеммой: нести издержки за простой на входе в Босфор или же быстро провести судно по рукотворному каналу. Многое будет зависеть от тарифной сетки, которую разработает турецкое правительство.

Вопрос, который больше всего волнует нашу общественность, – не вызовет ли появление канала отмену ограничений Конвенции Монтрё на проход в Чёрное море военных кораблей нечерноморских стран. Недавняя встреча С. Лаврова с турецким коллегой М. Чавушоглу показала, что первоочередным желанием турецкой стороны является извлечение торгово-экономической выгоды, а на военно-политической ситуации в Чёрном море строительство канала не скажется. Поживём – увидим.

Александр Васильев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор международного российско-турецкого центра РГГУ

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Александр Васильев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS