Анонсированный 10 лет назад план Р.Т. Эрдогана построить канал, соединяющий Чёрное море с Мраморным в обход Босфора, произвёл в турецком обществе фурор, стал частью всех последующих предвыборных кампаний Эрдогана. На фоне тусклых политических программ оппонентов он привлёк поддержку избирателей. Сейчас в Турции обстановка обостряется – впереди выборы президента в 2023 году. Эрдоган становится объектом жёсткой критики оппозиции. Ему нужно показать готовность последовательно реализовывать смелые планы.
Строительство обходного канала обсуждалось давно. Проход через перегруженный Босфор затруднён активным поперечным движением между европейской и азиатской частями 15-миллионного Стамбула, городу могут угрожать и последствия техногенных катастроф на Босфоре. Строительство канала может принести выгоды турецкой экономике, поможет строительным компаниям преодолеть кризис, создать рабочие места. Согласно статьям 2, 3 и Приложению 1 Конвенции Монтрё, торговые суда пользуются правом полной свободы прохода через проливы днём и ночью. Подобное ограничение турецкого суверенитета над проливами и ранее вызывало недовольство турецкого правительства. Оно в 1994-м, 1998-м и уже в 2000-х годах вводило противоречащие конвенции дополнительные регламенты судоходства, ограничивавшие проход, например, нефтеналивных судов или судов с ядерной силовой установкой. Это, кстати, шло вразрез с российскими экономическими интересами. Через проливы шло от 20 до 30% российской нефти, а новые регламенты приводили к задержкам и большим срокам ожидания разрешения на проход. Росли финансовые издержки. После открытия канала можно будет решить проблемы с ожиданием и очерёдностью, но несомненно, что за проход будет взиматься плата. Тогда судовладельцы окажутся перед дилеммой: нести издержки за простой на входе в Босфор или же быстро провести судно по рукотворному каналу. Многое будет зависеть от тарифной сетки, которую разработает турецкое правительство.
Вопрос, который больше всего волнует нашу общественность, – не вызовет ли появление канала отмену ограничений Конвенции Монтрё на проход в Чёрное море военных кораблей нечерноморских стран. Недавняя встреча С. Лаврова с турецким коллегой М. Чавушоглу показала, что первоочередным желанием турецкой стороны является извлечение торгово-экономической выгоды, а на военно-политической ситуации в Чёрном море строительство канала не скажется. Поживём – увидим.
Александр Васильев, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор международного российско-турецкого центра РГГУ