Удивительно, об Украине постоянно говорят по телевизору, но художественных фильмов и сериалов почти нет. Планы создания фильмов на тему событий на Украине регулярно заявляются известными людьми. Сценарий об этом писал Сергей Шаргунов, планировал снять фильм Владимир Бортко по книге Александра Проханова…
…но первый блин испёк Алексей Пиманов. Его «Крым» удавшимся назвать трудно. Сергей Лозница снял украинский, пропагандистский «Донбасс», где русские очень плохие, а украинцы наоборот. «Донбасс. Окраина» совсем другое кино.
Его сила и слабость в том, что в нём нет никакой политической заострённости. И бывалый ополченец ДНР, и юный солдат ВСУ, и другие персонажи совсем не враги, они оказались в некой мистической зоне, подверженной обстрелам неизвестного противника. Среди женщин, прячущихся в подвале, есть те, кто за ДНР и кто за Киев. Есть и ребёнок, которому нужны лекарства, есть раненая пожилая женщина. Есть атмосфера войны, и она завораживает. Главный герой здесь именно война, она – хладнокровная убийца, которая охотится за всеми, не разбирая, кто прав, кто виноват. Беспощадная, коварная. Герои пытаются оградить себя от её убийственной логики, остаться людьми.
Всё это передано очень хорошо, но встаёт вопрос, откуда взялся этот главный герой, откуда та лютая ненависть, что заставляет убивать друг друга людей одной национальности, одной веры, говорящих на одном языке.
Герои в финале находят спасение, добравшись до границы с Россией. Но указующего перста, как у Лозницы или Пиманова, здесь нет. Хотя знать, кто породил эту ненависть, кто и когда начал эту войну, надо.
Все артисты здесь хороши. И Евгений Михеев, и Анна Пескова, и Сергей Холмогоров, сыгравший удивившего в финале персонажа, только выбор Гелы Месхи на роль десантника показался странным, не похож он ни на Моторолу, ни на Гиви, ни на Мозгового. Не было ощущения опалённости войной.