Чего мы от него ждём?
Из подъезда выходит огромный букет гладиолусов, по бокам – уши, внутри букета – перепуганные насмерть глаза и искажённый улыбкой рот первоклашки. Родители велели радоваться! А чему тут радоваться-то?
И что же это за праздник такой, первое сентября? Если даже много лет спустя просыпаешься в холодном поту, когда ночью тебе снится пауза между «К доске у нас пойдё-ё-ёт…» и твоей фамилией.
Что праздновать, если назавтра опять подъём в шесть, синяки под глазами и несъеденная каша?
Чему радоваться, если нерациональная школьная нагрузка уже после первого класса превращает практически здорового ребёнка в слабенький и болезненный организм с абсолютно неадекватными реакциями?
Для чего тогда бантики, туфельки, белые блузки, отглаженные пиджачки? Боюсь, что каждый взрослый, выпивающий в честь этого праздника рюмочку, и каждый ребёнок, отмечающий первый после летних каникул поход в школу большим куском праздничного пирога, вынужден отвечать на этот вопрос сам для себя.
Потому что общенационального ответа на этот вопрос в нашей стране с существующим на данный момент положением образования просто не может быть.
Нынешние проблемы образования по большому счёту – это проблемы не детей, а взрослых. ЕГЭ вводится для того, чтобы взрослые не брали взятки, и ради этого дети вынуждены отвечать на некорректно поставленные вопросы, решающие их судьбу. Учителя, получая мизерную зарплату, думают в первую очередь не об учениках, а о том, где и как заработать на жизнь, и глупо их в этом обвинять. Издательства даже не рассматривают вопрос о том, как выпускать учебники, чтобы они весили меньше, – ведь в нарушении осанки детей тяжеленные портфели играют не последнюю роль. Продаются же в аэропортах невесомые толстенные детективы – значит, технология такая существует!
Давайте попросим госчиновников подойти к школе поближе. К самому зданию или даже войти внутрь. Они ничем не рискуют, ведь их теперь уже не попросят к доске...
Вот обычный класс, в который каждый день приходят второклашки. В этой школе в классах учатся по 20 человек, парт мало. На заднем плане – ковёр, игрушки, цветы, стенд со смешными фотографиями и подписями, сделанными нетвёрдой детской рукой: «Как я провёл лето».
«Что же вам ещё надо?..» – громко закричат многие родители, дети которых учатся в классах по сорок человек, где нет никаких игрушек, не говоря уж о ковре и цветах.
Объясню, что ещё надо. Уборщица для школы – большая проблема. Родители вынуждены составлять график и по очереди каждую субботу мыть класс – эта абсурдная советская традиция сохранилась до сих пор. Если родители не могут сами вымыть пол, то собирают деньги и сами доплачивают школьной уборщице, чтобы она один раз в неделю убиралась в классе.
Но класс должен быть чистым каждый день! Иначе уже в среду ковёр меняет цвет, в воздухе витает пыль, смешиваясь с меловой крошкой.
Общеизвестно, что дети, особенно в начальной школе, много болеют, и отсутствие трёх-четырёх «баб-Маш» со швабрами наперевес немало этому способствует. Почему можно делать детям поголовно прививки от гриппа, которые для многих – сильнейший аллерген, и часто просто не действуют? На эту дорогостоящую процедуру у государства есть деньги. А на бабу Машу с тряпкой, на современные очистители-ионизаторы воздуха, которые предотвращают распространение инфекции в помещении и должны быть в каждом классе, денег нет?
В этой школе, куда я приглашаю хоть раз в жизни заглянуть работников Министерства образования, в столовой очень вкусно пахнет свежими булочками… Сейчас, после обеда, там гулко, пусто. А вот на переменах – толкотня. Дети стоят в очереди за марсами-сникерсами, леденцами, чипсами и фантой. И деньги, данные родителями на булочку с чаем, тратят на «запретные вещи». Если здоровье детей волнует только их родителей, то хотя бы не мешайте маме и папе приучить ребёнка к здоровой пище. Зачем разрешать в школах торговать всей этой с точки зрения нормального питания гадостью? И зачем лишний раз провоцировать ребёнка совершать недозволенный поступок?
Все эти проблемы можно назвать околообразовательными, но поверьте маме девятилетней девочки: они очень сильно отравляют ребёнку жизнь в школе. И без того нелёгкую.
Представьте себя на месте школьника: встал пораньше, дотащил до школы семь-восемь толстых книжек, столько же тетрадей, дневник, гейм-бой и яблоко (заменить портфели чемоданами на колёсиках догадались ещё не все). Отсидел шесть-семь часов в обществе тридцати (стандартная заполняемость классов) человек, не всегда в доброжелательной, чаще наэлектризованной стрессом атмосфере. Решил у доски задачу по алгебре, написал сочинение, контрольную по русскому языку, выучил несколько формул на химии. Перекусил сникерсом, запил фантой, про яблоко забыл. После школы посетил ну, скажем, бассейн, который явно не рядом с домом, а потом ещё сделал уроки на завтра. Если обойтись без эксцессов, как то: внеплановая двойка или скандал с родителями, то останется ещё две минутки на общение с другом, чтение интересной книжки, игры на компьютере. Только две минутки!
Взрослые стараются сделать свою жизнь максимально удобной – найти интересную работу с подходящей зарплатой, выстроить свой день так, чтобы выспаться, пообщаться с друзьями, уделить внимание семье. Но детям отказано в возможности научиться выстраивать свою жизнь.
У них просто нет личного времени, которым они могли бы свободно распоряжаться, а потом судить: впустую или с пользой его потратили.
Система современного образования забирает у детей всю жизнь без остатка, заорганизовывает их.
Сколько времени уходит на поглощение абсолютно ненужной информации только потому, что взрослые не в состоянии сосредоточиться и решить, в каком возрасте и что необходимо знать ребёнку, а от чего можно легко отказаться! А скол0ько драгоценного детского времени тратится на простуды, выправления искривлённых неудобными партами и стульями позвоночников, подбор очков для испорченных неудачным шрифтом учебника глаз! Неудивительно, что даже интересные ребёнку предметы становятся под влиянием школы обузой.
…Так что же мы всё-таки празднуем первого сентября? Отвечу за себя. В этот день вспоминаю учителей, которые мне дороги. Несмотря ни на какие программы, они научили меня думать и, несмотря на нелёгкое перестроечное время, были ко мне благожелательны и добры. Они помогли мне уловить гармонию чисел и слов, понять их предназначение и смысл.
И ещё: в этот день я вспоминаю необыкновенное ощущение счастья узнавания, открытия. Ведь недаром же говорят: «Я завидую тебе, ты никогда не был в Петербурге. Тебе ещё предстоит увидеть эту красоту в первый раз».
Так вот в школе очень многое «в первый раз», и хорошо, если учителям удаётся не уничтожить эту радость первого узнавания, а подхлестнуть её, сделать выразительнее и ярче. Ведь первые впечатления незабываемы, важны и ни с чем не сравнимы. Вот за это первое узнавание я готова поднять бокал первого сентября и отрезать огромный кусок праздничного пирога своей дочке, теперь уже третьеклашке.