Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не по-спартански, а по-славянски

01 января 2007

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Как помочь молодому человеку найти своё место в жизни, не загубив ростки индивидуальности в многообразии образовательных методик? Как научить его сохранять национальные духовные традиции в век разрушения нравственных основ? Каким образом способствовать укреплению славянского единства и развитию славянского культурного пространства в системе мировой культуры? Мы беседуем с президентом Государственной академии славянской культуры, профессором, доктором философских наук, академиком Изольдой Кучмаевой.

– Изольда Константиновна, почему философы, а не, скажем, методисты Министерства науки и образования сформулировали основные принципы педагогической деятельности вашей академии?

– Идеи, определившие особенность воспитательно-образовательной деятельности нашей академии, в значительной мере принадлежат замечательному философу, культурологу, специалисту по вопросам педагогического гуманизма Генриху Батищеву. Генрих Степанович обладал не шаблонным педагогическим мышлением, свободным от бюрократической стандартизации. Именно поэтому основной принцип его концепции – приоритет духовного развития личности над её функциональной общественной полезностью.

Над концепцией академии работали многие крупные учёные-философы, культурологи, принимавшие участие в заседаниях философского дискуссионного клуба при Советском фонде культуры. Некоторые из них вошли в состав Совета основателей академии.

– Академия создавалась в начале 90-х годов, когда молодые люди хотели учиться преимущественно «на юристов или экономистов», а школы менеджеров росли как грибы после дождя. Как вам удалось избежать конъюнктурного желания «идти в ногу со временем»?

– Да, работу мы начинали в тяжелейшей социальной атмосфере. Страна, казалось, катилась в пропасть, а мы, как зачарованные, строили свой академический комплекс – сначала школу, академию, потом и детский сад. Поддерживало нас, наверное, страстное желание создать учебное заведение нового вида – свободное от авторитарного руководства и основанное на принципах уважения, диалога и сотворчества.

– Что же, вы упразднили привычную вертикальную иерархию, понятную всем модель отношений «ученик–учитель»?

– Мы усовершенствовали принципы взаимодействия педагога и воспитанника, поставив во главу угла уважение к внутреннему миру ребёнка, подростка, молодого человека. Наши педагоги входят в аудиторию как личности, исповедующие абсолютные принципы, – для нас это ценности православного вероисповедания. Мы стремимся, чтобы эта исповедальность проникала в учеников исподволь, без менторства и натаскиваний. Учебный процесс должен происходить как встреча, приобретение, а преподаватель – лишь мудрый гид в путешествии в мир знаний.

– В таком случае учебный процесс должен протекать как-то по-особому?

– В нашей академии около тридцати творческих мастерских: это и фотолаборатория, и мастерская декоративно-прикладного искусства, театральная мастерская, мастерская вокала и другие. В них мы раскрепощаем наших учащихся, чтобы они чувствовали себя в академии, как в родном доме. Творческая атмосфера способствовала тому, что наша академия стала поистине центром культурной жизни, где чередуются спектакли, концерты, творческие встречи. Особое значение мы придаём паломничествам к общеславянским святыням, принимаем участие в бесплатной реставрации храмов – как в России, так и за её пределами, восстанавливаем памятники культуры.

– Ваше учебное заведение известно как единственное учреждение в России, воплотившее на практике принцип непрерывного образования…

– Мы обучаем ребёнка от четырёх лет до окончания им высшего учебного заведения по одной методике и в единой ценностной системе. Все мы знаем, как тяжело бывает детям после детского сада привыкать к школе, а потом после начальной школы адаптироваться к школе средней. Наша программа обеспечивает целостность и плавность учебного процесса, без стрессов и периодов адаптации. Преподаватели бережно, из рук в руки, передают ребёнка друг другу от детского сада вплоть до аспирантуры. Наши первые воспитанники даже докторантуру у нас оканчивали, чему я очень рада!

– Кто-то пытался перенимать ваш опыт по организации непрерывного учебного процесса в России?

– Насколько я знаю, нет. Это ведь очень трудно! И руководители детских садов, и директора школ имеют свой взгляд на методику образования и воспитания, да и попросту не желают делить полномочия. А для новых детских садов и школ при существующих вузах очень трудно найти помещение.

– Обилие творческих мастерских не приведёт ли молодого человека к пресловутому «комплексу Гёте», к бесконечному поиску себя?

– Наши студенты учатся иногда сразу на нескольких факультетах либо, получив одно образование, поступают на другой факультет. Мы помогаем им ориентироваться в потоке информации, вовремя определиться с выбором профессии.

– Вы отметили православную ориентацию академии при соблюдении принципа уважения к внутреннему миру личности.

– У нас учатся дети независимо от того, верующие они или нет, православные или не православные, русские или не русские. Но свою веру и свои абсолютные ценности мы исповедуем твёрдо.

В 1994 году по благословению покойного Патриарха Алексия II впервые в России в стенах нашей академии мы создали домовый храм, возродив к жизни утраченную после революции взаимосвязь светского и сакрального начала в образовании. Кстати, домовый храм полностью расписан нашими студентами.

– Помимо «преданий старины глубокой» что ещё изучают студенты в вашей академии?

– Наша академия стала признанным центром по изучению культур славянского мира – как прошлых эпох, так и современности. В течение многих лет мы проводим миссию «Юность славянского мира». За двенадцать этапов миссии мы объездили большое количество городов и в России, и за её пределами. Кстати, в своих миссиях мы принципиально ориентированы на российскую провинцию, где, по нашему убеждению, сосредоточена настоящая духовная жизнь страны.

Из недавних зарубежных поездок тепло вспоминаю миссию в Сербию, поездку в Польшу, где мы договорились о направлении на практику студентов в летние лагеря ЮНЕСКО. На таких встречах мы популяризируем русскую культуру, ставим спектакли, поём наши песни. Полученные материалы мы обрабатываем, пополняем новыми экспонатами свой музей славянских культур.

В 2002 году в правительстве Москвы мы презентовали проект «Славянские культуры на перекрёстке тысячелетий», который стал одним из победителей конкурса, объявленного администрацией президента Российской Федерации.

– Вернёмся к творчеству. Мастера творческих факультетов – ваша гордость, ваша визитная карточка…

– Нам удалось привлечь к руководству творческими факультетами специалистов, оставивших яркий след в отечественной и мировой культурах. Судите сами: декан музыкально-исполнительского фа­­­культета – народный артист России Владимир Селивохин, декан вокального факультета – заслуженная артистка России, ученица Зары Долухановой Валентина Шаронова. Институт танца ГАСК возглавляет художественный руководитель Московского академического государственного театра танца «Гжель» Владимир Захаров.

У наших студентов уникальные возможности для преемственности знаний и мастерства.

ГАСК и Беларусь

Ректор ГАСК профессор Алла Конёнкова в нашем разговоре о связях академии с Беларусью посетовала, что белорусских студентов в ГАСК не так много, как хотелось бы. Но есть надежда, что в ближайшие годы на факультетах академии их станет больше.

Год назад ГАСК принимала участие в презентации Ассамблеи народов России в Минске. Доклад «Белорусы в современной культурной жизни Москвы» сделал декан факультета культурологии профессор Георгий Мельников. Георгий Павлович с улыбкой вспоминает, с каким интересом, а порой и удивлением белорусы слушали о многообразной деятельности своих земляков в российской столице. В стенах академии профессор Мельников читает курс лекций «Искусство Восточной Европы», где большой раздел посвящён белорусскому барокко, светской живописи XX века, традиционным народным ремёслам.

В Беларусь студенты Мельникова ездят ежегодно, и приезжают они оттуда в восторге от увиденного. Например, очарованная Беларусью третьекурсница создала «Краткий иллюстрированный путеводитель по Минску» в качестве пособия для студентов ГАСК. В Беларуси студентам-культурологам нравится многое: доброжелательность и уважительное отношение к приезжим, чистота на улицах городов и посёлков, низкие цены, причём не только на продукты питания, но и на продукты культуры. Белорусский государственный университет бесплатно предоставляет московским гостям общежитие и организует экскурсии по Минску, в Гродно, в Жировичский монастырь, Мирский замок, Несвиж, Новогрудок, Полоцк, Гомель.

Будущие культурологи с профессиональным интересом наблюдают, как трепетно сохраняется и развивается традиционная народная культура. В «белорусском уголке» академического музея славянских культур недавно заняла почётное место икона Божией Матери в соломенном окладе, сундуки из соломки, расшитые ручники. Не хватает лишь белорусского национального женского костюма, а ведь костюм – гвоздь экспозиции.

Этим летом студенты Белорусского государственного университета впервые прибыли на практику в ГАСК. И это – только начало.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

Обсудить в группе Telegram

Ирина Николаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS