Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 февраля 2016 г.
  4. № 7 (6542) (18.02.2016)
Общество Настоящее Прошлое История

Не побоялся быть субъективным

18 февраля 2016
Н.И. Павленко с академиком Е.М. Примаковым

Выдающийся историк Николай Павленко отмечает 100-летний юбилей

«ЛГ»-Досье
Николай Павленко – советский и российский историк, специалист в области истории России XVII–XVIII веков. Доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей.
Родился 15 февраля 1916 года в станице Уманская Кубанской области. В 1939–1946 годах служил в Красной Армии, командовал ротой. Участник войны с Японией, награждён орденом Красной Звезды.
С 1949 года работал в Институте истории АН СССР, в 1969–1975 годах – заведующий сектором источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Института истории СССР. В 1975–1990 годах – профессор МГПИ им. В.И. Ленина.



Люди этой профессии редко пишут мемуары. Всю свою жизнь работая с историческими источниками, они парадоксальным образом предпочитают не создавать новые. Может быть, потому, что отчётливо осознают свою ответственность, все последствия подобного шага. Помнится, в советском источниковедении было принято при характеристике мемуаров с намёком на некую «неполноценность» обязательно подчёркивать их субъективизм. Как будто мемуары могут быть какими-то иными!


16-2-7.jpg
Н.И. Павленко. Воспоминания историка. – 
М.: Памятники исторической мысли, 2016. – 160 с.: ил. – 1000 экз.
Николай Иванович Павленко, которому 15 февраля 2016 года исполнилось ровно 100 лет, – один из немногих историков, которые нарушили это правило. Он не побоялся быть субъективным. И слава богу, потому что ему есть о чём рассказать. Так сложилось, что Николай Иванович долгие годы работал с людьми, чьи имена и труды стали неотъемлемой частью отечественной исторической науки.
Воспоминания оживили знакомые фамилии с обложек известных книг и учебников, придали им новое, «человеческое» измерение. Больше того – они позволили лучше понять качество тех идей, которые обнаруживались в трудах историков. Хотя бы потому, что между научной смелостью и смелостью человеческой, между склонностью к компромиссам и невнятностью выводов всегда существует связь. Историки создают свои научные труды вовсе не вне времени. О чём как-то высокомерно забывают молодые учёные, когда выносят обвинительные вердикты в своих историографических опусах: тот не учёл, этот не сумел, кто-то не понял.

Труды остаются – атмосфера их создания исчезает. А ведь историография – это не только история исторических идей, но ещё и история людей, изучающих прошлое. Рассказы Николая Ивановича восстановили атмосферу, канувшую в Лету вместе с колоритными фигурами из мира исторической науки. Пускай иногда спорно – рассказчик повествует о своих непростых отношениях с коллегами.
Имя Павленко хорошо известно. Специалисты знают его по монографиям и статьям. Учителя – по учебникам. Выпускники МГПИ имени Ленина – по лекциям и сданным, а иногда и несданным, зачётам и экзаменам. Но, несомненно, подавляющему большинству он известен как автор книг по отечественной истории.

Николай Иванович создал впечатляющую галерею героев российской истории XVIII века. В ней – портреты почти всех правителей России этого столетия, выдающихся государственных и военных деятелей. Конечно, первое место в ней принадлежит Петру Первому. Именно с «прорывной» книги о монархе-реформаторе, появившейся в молодогвардейской серии «ЖЗЛ», имя Николая Ивановича получило широкую известность. Первый стотысячный тираж разлетелся мгновенно…

В нынешнем потоке биографической литературы большинство книг выглядят поверхностными. Реалии времени подменяются вымыслом, установкой не «как было», а «как это должно было быть» по умозрительному пониманию автора. Павленко же обратился к историко-биографическому жанру, досконально зная эпоху. Его персонажи – герои своего времени. Конечно, такое под силу только настоящему историку.

В книгах Павленко нет художественного вымысла и придуманных диалогов. С автором можно соглашаться или не соглашаться в плане интерпретации событий, но основа разногласий всегда была документальной, опиравшейся на источник. Читатели жаждали правды. И находили её в крепко скроенных сочинениях Николая Ивановича. Популярность историка-писателя зашкаливала. В появившихся при книжных магазинах обменниках можно было встретить множество предложений-карточек, в которых Пикуля, Васильева, Вальтера Скотта, Дрюона и даже А. Дюма меняли «на Павленко». Это стало предметом шуток, которые прекратились лишь после того, как обменники ушли в прошлое.

Павленко нельзя отнести к создателям какого-то нового направления. И всё же он открыл новые возможности биографии как жанра исторического исследования. Он придал ему убедительную литературную форму.

Однако его произведения – вовсе не историческая беллетристика. Перед нами живое, увлекательное, очень образное и очень точное повествование, основанное на глубоком осмыслении эпохи и человека в этой эпохе. Автору удаётся соединить, казалось бы, несоединимое: его стиль лишён излишеств, но он не скучен и не сух. Павленко создаёт научную биографию, но она читается как увлекательное литературное произведение, как документальный роман.

…В своих мемуарах Николай Иванович называет себя везунчиком. Читатель, познакомившись в воспоминаниях с перипетиями его жизненного пути, едва ли согласится с автором. Большой талант и огромное трудолюбие – вот на самом деле слагаемые его везения.

Игорь АНДРЕЕВ, профессор кафедры отечественной истории
Московского городского педагогического университета

Тэги: Россия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    06.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS