Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Не покидай меня»

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

Московский областной ТЮЗ – на сцене Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 

Спектакль «Не покидай меня» по пьесе известного белорусского драматурга Алексея Дударева играет особую роль в репертуаре театра в нынешнем сезоне. Это первый совместный проект МОГТЮЗа с музеем на Поклонной горе. Он осуществлён при поддержке Министерства культуры Московской области и Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. 

Премьерный показ состоялся в музее в дни юбилейных торжеств, посвящённых 65-летию Московской битвы. Затем постановку увидели жители Клина, Солнечногорска, Высоковска и Дмитрова – мест ожесточённых боев в Подмосковье с немецкими оккупантами. Потом спектакль снова вернулся на сцену музея. Играть его здесь, как сказала директор театра Надежда Кузина, – большая честь. Но её заслужил театр-ветеран, театр –  защитник Отечества, защитник Москвы, единственный из детских театров, не покинувший город в тяжкие дни обороны, игравший спектакли почти на самой линии фронта. ТЮЗовские театральные афиши военных лет висят в этом музее. «Выступление театрального коллектива на нашей сцене важно ещё и потому, – сказал заместитель директора музея Иван Микулин, – что спектакль этот смотрит молодёжь – те, кому поколение войны завещало беречь и защищать Родину». 

В дударевской пьесе «Не покидай меня» есть некая перекличка с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие»: тоже юные девочки, вчерашние школьницы, идут на задание и ценой своей жизни (в живых остаётся только одна) обеспечивают успех наступательной операции наших войск в Белоруссии. Но сколько людей – столько и судеб, уникальных, неповторимых. Их подвиги не подлежат забвению. Алексей Дударев написал пьесу на документальной основе. 

Гвардии капитан Михасёв (артист Антон Афанасьев), который 19 раз за линию фронта ходил, 7 «языков» взял и к званию Героя представлен, должен за 20 дней подготовить для задания, «вышколить» разведгруппу, которую возглавляет старший лейтенант Кремис. Михасёву легче к фрицам за «языком» сходить, чем муштровать новобранцев. Но от задания не отказаться, поэтому он примирительно спрашивает полковника (заслуженный артист РФ Сергей Ступников): «Старший лейтенант Кремис – нормальный мужик?» А когда перед ним предстаёт разведгруппа, выясняется – это школьницы: озорная Зина Батян (Татьяна Покроева), романтичная Ядвига Гурская (Светлана Богацкая), хрупкая Аля Ладысева (Мария Шведова), которой непременно нужно объясниться с Димкой, товарищем по разведшколе: «Его могут убить, и, умирая, он будет думать: я его оттолкнула». А девятиклассница Вероника Кремис (Ольга Айсина) – самая серьёзная и ответственная из них. «Женщина на войне – это позор мужчины, – возмущается Михасёв. – Сейчас не сорок первый год, чтобы не найти разведчиков в моей роте». 

Но другого выхода нет. Под видом полицейских подружек – певичек, устроив гулянку с танцами, девушки должны проникнуть на узел связи вражеской армии и парализовать его работу, вызвав огонь на себя. Об этих юных, нежных созданиях поэт-фронтовик Юлия Друнина после войны напишет: «Высшей честью школьницы считали возможность умереть за свой народ». 

«Не покидай меня, мой ангел нежный» – рефреном звучит в спектакле старинный русский романс. Это спектакль о нежности, о любви, которой и объясняется готовность героинь сгореть на жертвенном костре (метафорой встроен в действие танец огня). Спектакль трагический, пронзительный, светлый. Это несомненная творческая удача всей постановочной группы под руководством режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ Валерия Персикова, молодых актрис – не игравших, а проживших на сцене жизнь своих героинь. Этой постановкой театр победно заявил о своём намерении вернуть себе былую славу лучшего ТЮЗа страны. 

– Я родился в 1950 году, но война сделала такую зарубку в душе, что у меня ощущение: я там присутствовал, – сказал после спектакля в коротком интервью нашему корреспонденту автор пьесы Алексей Дударев, приехавший на премьеру из Минска. – Я сын фронтовика, мама с двумя дочерьми на руках была беженкой. На борьбу с врагом в той войне поднялся весь народ. В моей пьесе заложен большой протест против войны, но она патриотична. Знаю, что многие мальчики, которые к армии относились небрежно, после спектакля говорили: «Мы пойдём служить, своих девчонок в обиду не дадим». Нам надо сделать всё, чтобы не допустить больше этих ужасов, страданий на земле, чтобы те ветераны, которым сегодня мы воздаём почёт, были последними ветеранами всех войн. И самая крепкая память погибшим защитникам Отечества будет, если мы создадим сильную державу, чтобы ни у кого не возникло искушения пробовать её на прочность… 

Кроме Москвы и Подмосковья спектакль «Не покидай меня» увидели в Рязани и в Белоруссии. На гастролях в родной республике в роли полковника решил выступить сам автор пьесы Алексей Дударев. Но и этим гастрольная жизнь спектакля не ограничится. В мае спектакль будет показан жителям Белграда, где МОГТЮЗ проведёт акцию «День Победы на Балканах».

Обсудить в группе Telegram

Лидия Кудинова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS