Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не пора ли нам учиться?

01 января 2007

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

В прошлом номере Олег Шестинский, Святослав Рыбас и Михаил Кизилов начали разговор о том, как в советское время велась работа с молодыми литераторами. Сегодня речь пойдёт о специальном издании для начинающих авторов – журнале «Литературная учёба». В беседе принимали участие генеральный директор Издательского дома «Литературная учёба», главный редактор журнала «Литературная учёба» Людмила КАРХАНИНА и заместитель главного редактора писатель Игорь МИХАЙЛОВ.

– Давайте напомним читателям, для чего был создан журнал и основные вехи его истории.
Людмила КАРХАНИНА:
– Журнал был создан для обучения литературному ремеслу начинающих пролетарских писателей и именовался как «журнал для самообразования». И необходимость «учить была». В 20–30-е годы прошлого века, кажется, не писал только ленивый (впрочем, как и сейчас!). И Горький – основатель и первый главный редактор – подчёркивает необходимость повышать культуру начинающих авторов. В открытом письме Серафимовичу он пишет: «Можно привести десяток книг, – все «продукция» текущего года, – наполненных такой чепухой, таким явным, а иногда, кажется, злостным издевательством над языком и над читателем… (Согласитесь, сегодня это звучит также злободневно, как и тогда.) В области словесного творчества языковая – лексическая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической – пора наконец понять это!» Во вступительной статье к первому номеру «Литературной учёбы» Горький пишет: «Наша задача – учить начинающих писателей литературной грамоте, ремеслу писателя, технике дела, работе словом и работе над словом. Это – нелёгкая задача». Алексей Максимович привлёк для этой работы самых известных поэтов и писателей того времени: Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, Михаила Зощенко и многих других.
После смерти Горького журнал возглавил Алексей Сурков. Издание горьковской «Литературной учёбы» было прервано войной, и – через три с половиной десятка лет – журнал пришлось создавать заново.
– Что в нём изменилось?
Игорь МИХАЙЛОВ:
– Самое главное – изменился читатель. За послевоенные годы общий уровень образования заметно вырос, журнал перестал заниматься «ликбезом», а повёл куда более серьёзный с профессиональной точки зрения разговор о литературе.
Первые девять лет возглавлял его наш замечательный критик Александр Алексеевич Михайлов. В тот период журнал стал единственной в стране площадкой литературного дебюта. Страницы «Литературной учёбы» служили стартовой площадкой многим ныне известным писателям, поэтам, литературоведам и критикам. Вот только некоторые имена: Тимур Зульфикаров, Пётр Краснов, Николай Шипилов, Пётр Паламарчук, Иван Жданов, Михаил Попов, Александр Сегень, Леонид Бежин, Олег Павлов, Роман Сенчин… Критики: Владимир Куницын, Виктор Гуминский, Лариса Баранова-Гонченко, Александр Неверов, Владимир Славецкий, Павел Басинский, Евгений Шкловский, Андрей Немзер… С журналом активно сотрудничали такие видные писатели, как Юрий Нагибин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Евгений Евтушенко, Владимир Костров, Вадим Кожинов, Лев Озеров, Юрий Кузнецов, Владимир Гусев, Руслан Киреев, Владимир Личутин, Андрей Турков, Лев Аннинский, Валентин Курбатов, Михаил Гаспаров, Дмитрий Лихачёв… Всех, конечно, перечислить невозможно.
Следующий этап начался в конце 80-х годов прошлого века, когда журнал «Литературная учёба» под руководством нового главного редактора Владимира Малютина стал одним из первых изданий, которое публиковало не только литературные произведения, но и исторические, философские труды.
– На какую аудиторию рассчитан журнал в новом веке?
Л.К. Сегодня далеко не все талантливые люди, особенно из российской провинции, могут получить литературное или филологическое образование, совершенствовать своё мастерство, общаясь с признанными профессионалами. Наша сегодняшняя аудитория – прежде всего начинающие литераторы из регионов России. Все наши проекты направлены на совершенствование обучения молодого литератора, на овладение им техникой современной литературной работы. Стоит отметить, что «ЛУ», один из немногих журналов, который во все годы своего существования не делил пишущих и читателей на правых и левых, своих и чужих: он их объединял. Мы никогда не печатали, как в иных изданиях, что-нибудь «горячительное», «отвязное», чтобы поднять тираж. У редколлегии один критерий отбора рукописей – талант автора.
– Давайте порассуждаем о сегодняшних молодых... Чем они отличаются от своих ровесников конца прошлого века?
И.М. В каждом начинающем, как сегодня, так и в прошлом веке, запрограммирована установка на мгновенный успех, независимо от уровня творческого развития. Он хочет всего, славы, денег, известности, иногда всего и сразу, сейчас.
Думается, что в прошлом и позапрошлом веках откровенный и воинствующий графоман был всё-таки не так распространён, как сейчас. И, кроме того, он был ну если и не общественно полезной фигурой, то бесспорно существом, в некотором роде необходимым. Сегодняшний пишущий, уже опубликованный в десяти–двадцати каких-то самопальных изданиях, с выложенными на Прозе.ru текстами, практически невменяем. Наверное, никто из них не сможет, да и не захочет не кривя душой повторить слова Боратынского: «Мой дар убог и голос мой не громок». Сегодня к молодому автору уверенность в своём призвании приходит раньше, чем он овладевает элементарной грамотой.
– Какое оно, нынешнее поколение 20–30-летних? И есть ли оно?
И.М. Пропало не столько понятие «поколение», сколько литературный процесс утратил некую сакральность, тайну. И хотя сегодня многие произносят: «поколение 30-летних, 40-летних» и т.д., но всегда за этим слышится и стоит какая-то «тусовка». Есть просто отдельные индивидуальности, очень неплохие поэты и прозаики. Тут надо сделать уточнение: прозаики вызревают позже. И к молодым их отнести можно с большой степенью условности. Вот прозаик Владимир Воропаев уже состоявшийся в жизни человек, работает милиционером, и в прозе у него – боль тех, кто воевал в Чечне. Этим одиночкам очень сложно пробиться, состояться. И «Литучёба» помогает им на этом трудном пути.
– Как влияют интернет-публикации на творческий рост авторов?
Л.К. Интернет, на наш взгляд, самодостаточное содружество графоманов. Причём заматеревших в своём невежестве. Когда они из своего интернет-подполья поднимаются на свет Божий, то не могут понять, почему их тексты профессионалы воспринимают как довольно банальные и безыскусные опыты. Ведь в Интернете их аудитория достигает десяти тысяч, а то и больше.
– А какова ныне роль литературных объединений? В советское время Союз писателей и комсомол уделяли их работе большое внимание.
И.М. Литобъединения сегодня вырождаются в кружки по интересам. По преимуществу это содружество пожилых людей, которые читают друг другу свои плохие стихи и издают дешёвые сборники. И к литературе это отношения не имеет. Собственно работа в «Лито» пущена на самотёк. Раньше «Лито» возглавлял какой-нибудь известный литератор. В Жуковском, к примеру, Александр Щуплов. А теперь в Питере одно из объединений возглавляет бывший сварщик, не имеющий никакого отношения к профессиональной литературе. Старушки от него млеют, а молодые туда не ходят.
– Что год грядущий вам готовит?
Л.К. Поскольку журнал выходит один раз в два месяца, мы не в состоянии опубликовать всё, что у нас есть в портфеле. В планах: большой цветаевский блок – «Мне имя – Марина», посвящённый 115-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Впервые мы опубликуем неизвестные её записки из черновых тетрадей. Ещё: неопубликованные Игнатий Потапенко, Николай Шатров, Георгий Адамович, Иван Новиков и многие другие. Обязательно продолжим серию размышлений о судьбах русской поэзии литературоведа и книжника Евгения Ламихова. Будем публиковать обзорные статьи о положении дел в регионах. Ну и, конечно же, в планах редакции очень интересные материалы, которые помогают осуществлять нашу основную задачу – обучение ремеслу писателя. Здесь мы планируем активно привлекать к работе преподавателей Литературного института и МГУ.
Нельзя не упомянуть и о других проектах издательского дома «Литературная учёба». Сегодня кроме «ЛУ» мы выпускаем и журнал «Коростель», который учреждён в прошлом году общественным движением «Образ будущего», возглавляет которое известный телеведущий, актёр и режиссёр Александр Гордон. Страницы этого литературно-художественного издания предоставлены талантливым авторам из провинции. (Более подробно с журналом «Коростель. Письма из России» можно познакомиться на сайте: www.korostel.com E-mail: korostel@gordon.ru)
Есть у нас и книжное издательство, которое уже успело выпустить в свет интересные и полезные книги. Среди них: «Мастерство писателя» – антология журнала «Литературная учёба», которая может стать настольной для начинающего писателя; «Renyxa. Литература абсурда и абсурд литературы», автор – замечательный литературовед, живущий в Дании, Евгений Клюев. Вышло исследование Натальи Михайловой «Поэма Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Очерки о дяде и племяннике, Буянове и Онегине, «Арзамасе» и «Беседе» et cetera». Ну и последние наши новинки: «Философия и элитология культуры А.Ф. Лосева» и «Литературный словарь». Сейчас готовится к печати «Поэтический словарь»...
Открываем мы и школу-студию литературного мастерства, которая начинает свою работу с сентября. Будут работать два отделения: заочное и очное. (Подробности о школе-студии можно узнать на сайте: www.lych.ru)
Кроме того, мы планируем осуществлять недельные выездные семинары в регионы России. Безусловно, здесь нам понадобится помощь местных администраций. На таких семинарах могут повышать своё самообразование, учиться искусству писать, постигать культуру слова не только писатели, но и филологи, журналисты, работники системы образования и культуры. Уверены, что нас поддержат не только читатели и писатели, но и администрации в регионах, общественные движения и партии, в конце концов потенциальные спонсоры, которым небезразлично будущее отечественной словесности. 

Беседу вёл Борис ЛУКИН

Журнал «Литературная учёба»
Каталог агентства «Роспечать» «Газеты. Журналы». 
Индекс 70499 – полугодовой, 20037 – годовой. 
Электронный адрес – e-mail: litucheba@dateline.ru
Журнал «Коростель»
Подписной индекс – 80331 в каталоге агентства «Роспечать» «Газеты. Журналы».

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS