Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не приемлю убожества «новояза»!

01 января 2007

ИНТЕРТЕКСТ

Первой книгой популярного санкт-петербургского прозаика Марии Семёновой была повесть для детей «Лебеди улетают». В 1989 году она получила премию «За лучшую детскую книгу года». В 1992 г. Семёнова активно занялась переводческой деятельностью (главным образом ради заработка) и познакомилась со множеством произведений, написанных в жанре фэнтези. Неудовлетворённость переведённым и прочитанным стала одним из побудительных мотивов к написанию романа «Волкодав» (1992–1995), который был назван издателями «долгожданным русским «Конаном». В 1996 г. вышла вторая часть романа – «Право на поединок», кроме того, фантаст Павел Молитвин создал параллельно своё продолжение (вернее, предысторию) «Волкодава» – «Спутники Волкодава». А в 2000 г. издательство «Азбука» разродилось целой книжной серией «Мир Волкодава»…

Мария Семёнова – увлекающийся человек. Когда она писала своего «Волкодава», то поняла, что «уровень требовавшихся драк превысил критическую массу и… по учебнику боевого самбо это описывать несерьёзно»; и пошла заниматься боевыми искусствами, конкретно – айкидо. Ощутив потребность в компьютере, она сумела сама его собрать в то время, когда бытовые компьютеры ещё были недосягаемой экзотикой.

После романа «Меч мёртвых» («Знак сокола»), написанного в соавторстве с питерским писателем-криминалистом Андреем Константиновым, из-под её пера вышло около десятка романов (и все в жанре детектива), главным (а в некоторых – второстепенным) героем которых стал благородный киллер по кличке Скунс – этакий Робин Гуд конца ХХ столетия. Но Семёнова – не только автор детективов и исторических фэнтези. Она пишет стихи, песни, историческую, да и просто реалистическую прозу.

Сегодня Мария Семёнова отвечает на вопросы «ЛГ».


– Мария Васильевна, какие книги произвели на вас настолько сильное впечатление, что вы сами решили стать писателем?

– Всё тянется из детства, так что, наверное, это Майн Рид и Жюль Верн, попозже присоединились северные рассказы Джека Лондона. Мне всегда нравилось, когда нравственный и познавательный аспекты оказывались нанизаны на мощный «шампур» приключенческого сюжета. А вот Дюма с его пресловутыми мушкетёрами, скорее, показал, «как не надо». Но это, естественно, лично моё восприятие.

– Что вам нравится в современной литературной жизни?

– Нравится то, что практически не стало тем, «запрещённых» для литературного исследования и освоения. Другое дело, как мы пользуемся подобной свободой, осознаём ли ответственность, которую она налагает на творческого человека…

– А что не нравится?

– Терпеть не могу тех, кого я называю «троечниками». Это авторы, которые не дают себе труда сколько-нибудь глубоко освоить материал, о котором берутся писать. На самом деле ошибки делают все, но одно дело, когда от вдумчивого внимания ускользает какая-нибудь тонкость, и совсем другое – когда товарищ не просто ничего не знает, но даже и не понимает собственного невежества… Однако берётся писать! Читала недавно книгу, где часть действия происходит во время Великой Отечественной войны. Описание воздушного боя: четыре «юнкерса» гоняются за нашим Ил-2. Не надо быть специалистом по истории авиации, чтобы по достоинству оценить зрелище четырёх неповоротливых бомбовозов, гоняющихся за штурмовиком. После чего этот последний, имевший репутацию летающего танка, «приземляется изрешеченным», и тут выясняется, что автор ещё и не имеет понятия о численности его экипажа. Я подобного принять не могу, потому что это не мелочи, а халтура. Мгновенно перестаёшь верить и всей остальной информации, подаваемой в книге, правдивости образов, нарисованных автором…

Не приемлю неграмотности и убожества того «новояза», на котором иной раз пишутся произведения. И ненормативной лексики в литературе тоже не приемлю. Нет, я далеко не кисейная барышня, падающая в обморок при виде нецензурной надписи на заборе. Я полагаю, что в языке нет «хороших» и «плохих» слов, просто каждое должно стоять на своём месте и выполнять присущую ему функцию. Так вот мат – очень «сильнодействующее средство», буквально последний клапан, позволяющий спустить пар и избежать катастрофы. Когда к таким средствам прибегают в критической ситуации, это использование по назначению. Когда мат идёт через слово, что в жизни, что на литературной странице, это не «ниспровержение стереотипов» и не приближение к жизненным реалиям, а элементарная неспособность выражать свои мысли, замаскированное косноязычие.

Вообще, мне думается, книги должны делать читателя чуть-чуть лучше, чище, богаче, а не наоборот…

– Что, по-вашему, необходимо для возрождения великой русской литературы?

– Если честно, не знаю. Но вот чего совершенно точно не надо, так это каких-то особо тепличных условий для авторов. Все разговоры о том, что, мол, создайте нам условия, тогда и напишем нечто великое, суть отговорки бездарностей. Великое идёт из недр человеческой души, и, когда оно действительно наличествует, оно все преграды сметёт. Сложные и нелёгкие биографии многих наших великих современников это подтверждают. И нечего на мировой кризис кивать…

Ну а когда начинаются разговоры об «отнятых» (у молодёжи, у литературы, у народа вообще…) моральных ориентирах, я вообще хохочу. Как можно «дать» или «отнять» нравственные ценности и моральные ориентиры? Правильно гласила пословица: «Хороша честь, котору может вор унесть». Просто отошёл в сторонку некий строгий пастух, который в каждой ситуации объяснял стаду, куда надо бежать, чтобы всё было правильно и хорошо. Теперь – думай сам. Как жить, как писать, чтобы на другой день не забыли… А получилась ли при этом великая литература – через сто лет поглядим.

Беседу вёл Владимир КАМЫШЕВ

Обсудить в группе Telegram

Владимир Камышев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS