Октябрьский перевод столичных старшеклассников в режим дистанционного обучения заметно сократил темпы роста заболеваемости коронавирусом в Москве. Однако эпидемиологическая ситуация в мегаполисе в начале ноября вновь стала обостряться.
Почему именно для старшеклассников почти месяц назад ввели режим онлайн? Всё объяснимо. Как показывает статистика, ученики 6–11-х классов больше подвержены риску заражения коронавирусной инфекцией, на их долю приходится две трети заболевших детей. Перевод этой возрастной группы на дистанционное обучение позволил снизить нагрузку на школы и обеспечить ученикам первых пяти классов более безопасную учёбу в очном формате. Во-первых, для младших школьников организовать качественную дистанционку на порядок сложнее. Во-вторых, обучение онлайн помогло существенно сократить количество людей в общественном транспорте, а значит, уменьшило и эпидемиологическую нагрузку на пассажиров. Как правило, младшие школьники обычно посещают школу, расположенную неподалёку от дома (часто их возят родители на машине), а вот более старшие нередко добираются до места учёбы на автобусе или на метро.
На внешкольные занятия детям тоже сегодня ездить небезопасно, поэтому городские учреждения дополнительного образования и детские досуговые организации также остаются закрытыми до 29 ноября.
– Многие ребята хотят вернуться в классы. Это вполне понятно, –подчеркнул в своём блоге мэр Москвы Сергей Собянин. – Но в нынешней ситуации и на фоне того, что происходит вокруг нас и за рубежом, очевидно, что расслабляться рано... Мы постараемся сделать всё, чтобы дистанционка не привела к ухудшению качества образования.
Сейчас главная задача столичных властей – замедлить распространение коронавируса, не прибегая при этом к «западным методам», то есть не вводя строгий локдаун. Дело в том, что дети, хоть и переносят коронавирус легко или даже бессимптомно, заражаются ничуть не меньше остальных. Они могут быть не только инфицированы, но и оказаться распространителями болезни, заразив с десяток человек. И в первую очередь пострадают родственники.
Вот характерный пример: согласно отчёту Министерства здравоохранения Израиля, из 350 суперраспространителей коронавируса, выявленных в ходе эпидемиологических исследований, 17 оказались детьми в возрасте до 17 лет. Один ребёнок при этом заразил 24 человека!
Присутствие старшеклассников в школах, особенно в случае роста заболеваемости в регионе, может ускорить распространение болезни как с места на место, так и среди разных возрастных групп, в основном из-за того, что дети являются источником инфекции для их семей. А система образования в младших классах должна быть открыта только при условии тщательного разделения учеников, включая время обеда.
– Я понимаю, что дистанционное обучение может быть непростым и для учеников, и для педагогов, и для семьи. Причём не только в бытовом плане, – высказался по этому поводу президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук Леонид Рошаль. – Кому-то продление дистанционного обучения для детей с 6-го по 11-й класс не нравится. Но давайте с вами всё же выбирать главное – а кому нравится, чтобы дети оказывались в больницах? Или чтобы дети были переносчиками инфекций? Никому не нравится. Основываясь на этом, я поддерживаю решение мэра Москвы Собянина – продлить дистанционное обучение школьников.
С мнением коллеги полностью солидарен и Александр Мясников, главный врач городской клинической больницы №71, телеведущий:
– Московские власти сейчас балансируют на грани ужесточения предпринимаемых мер, всеми силами стараясь избежать этого. У детей младших классов и родители помоложе, их бабушки-дедушки ещё не в группе риска. И обучаться им важнее даже не наукам, а социальному общению. А вот подростки-старшеклассники сознательнее, должны уже уметь концентрироваться и воспринимать информацию, пусть даже и дистанционно. Сами подростки практически не болеют, но их бабушки и дедушки уже попадают в зону риска. А именно эта группа пациентов – основной контингент больничных коек московских больниц. Я лично воспринимаю этот шаг как последнюю попытку удержаться от более жёстких мер.