Р. Гамзатов о «Молодой гвардии»
На вопросы «ЛГ» отвечает генеральный директор ОАО «Молодая гвардия» Валентин ЮРКИН
– Валентин Фёдорович, открывается Московская международная книжная выставка-ярмарка. Читатели, смирившиеся с проявлениями финансового кризиса в самых различных областях, с тревогой спрашивают: «Молодая гвардия» будет на этот раз представлена?
– Для нас участие в ММКВЯ – это продолжение 30-летней традиции, поэтому отвечу словами Владимира Высоцкого: «Не волнуйтесь… и не надейтесь!» (впрочем, «не надейтесь» относится, конечно же, не к читателям, а совсем к другой категории общества). Несмотря на сильно возросшие цены, мы участвуем в экспозиции, причём без сокращения объёмов в сравнении с предыдущими годами. Но что касается заявленной стоимости, мне кажется, уже недалёк тот день, когда «возмущённый разум» главных участников выставки по-настоящему «вскипит» так, что в конечном итоге мало не покажется! Судите сами: место плюс конструкция выставочного стенда обходятся нашему издательству в 1,6 млн. рублей. Чтобы безболезненно выложить такие деньги, надо круглогодично издавать и реализовывать одни бестселлеры. Но мы, как прекрасно знают наши читатели, женских романов и дешёвых детективов не издаём. Наши бестселлеры иного плана. И создаются они «не задней левой ногой за две недели», а колоссальным совместным трудом авторов и издателей, как правило, в течение нескольких лет. Так что компенсировать расходы даже одной такой акции в году чрезвычайно тяжело. А ведь это далеко не единственный книжный форум, в котором мы традиционно принимаем участие.
Не устану повторять: книги – это не нефть и не газ, не драгоценные металлы и не водка, нельзя обкладывать их производство всевозможными оброками с разных сторон. Надо максимально упростить их путь к благодарному читателю.
Недавно члены Российского книжного союза (РКС) вместе со своим президентом С.В. Степашиным обсуждали ситуацию, сложившуюся в отрасли. Ощущение такое, что российское книгоиздание, как Аральское море, на глазах у всех усыхает! Книга – интеллект и педагогика нации. Вспомним Льва Толстого с его призывом разрабатывать «единую истинную науку – которая теперь в загоне, – НАУКУ О ТОМ, КАК ЖИТЬ». К сожалению, всё говорит о том, что эта наука продолжает быть в загоне и сегодня. Иными словами, чего стоит наука жизни без книг, интерес к которым стал последнее время заметно снижаться? Общество, в котором падает престиж книги, – больное общество.
– Будем надеяться, что ситуация в книгоиздании выправится и к усилиям РКС добавятся усилия не менее влиятельных общественных и государственных структур. Расскажите, чем собираетесь порадовать в этом году истинных ценителей серьёзной книги.
– Мы стараемся работать, несмотря ни на что. Приоритетным направлением, как и прежде, остаётся отечественная история.
И здесь – масса всего интересного. Это и первая научно обоснованная и обстоятельная биография княгини Ольги. Её автор А. Карпов хорошо известен не только в России, но и за рубежом благодаря вышедшим у нас ранее книгам «Владимир Святой» и «Ярослав Мудрый». Так что теперь можно говорить о замечательной трилогии, осуществлённой в рамках серии «ЖЗЛ». Безусловный интерес вызовут у читателя биографии Д. Володихина «Митрополит Филипп» о яростном обличителе Ивана Грозного; старейшего и любимейшего нашего автора Н. Павленко «Лефорт» о сплетении великого и авантюрного в эпоху Петра Первого; В. Старка «Наталья Гончарова», продолжающая пушкинскую тематику «ЖЗЛ» (наши читатели уже имеют в своих библиотеках «Анну Керн» В. Сысоева, «Марию Волконскую» и «Арину Родионовну» М. Филина). На едином дыхании, несмотря на внушительный объём, читается биография Багратиона в исполнении замечательного питерского историка Е. Анисимова. Кстати, событиям эпохи 1812 года у нас посвящено сразу несколько вышедших книг. Кроме упомянутого «Багратиона» это и биографические исследования А. Бондаренко «Милорадович», Д. Олейникова «Бенкендорф» и книга Л. Ивченко «Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года», отмеченная в этом году наградой книжного сообщества как лучшее издание военно-патриотической тематики.
Серьёзно пополнилась в серии «ЖЗЛ» и галерея деятелей советского периода: к изданиям, посвящённым Н. Хрущёву, Л. Брежневу, Ю. Андропову, А. Косыгину, добавились работы С. Рыбаса о Сталине, В. Прибыткова о Черненко, Л. Млечина о Шелепине.
Лучшая профилактика от национальной ограниченности – книги о великих людях мира. И эта полка тоже стала шире: из новинок отмечу книги, посвящённые «отцу истории» Геродоту, Леонардо да Винчи, Феллини, легендарному королю Артуру, Уинстону Черчиллю.
Есть чувство удовлетворения и оттого, что на выставке мы сможем представить новые биографические исследования наших самых маститых авторов – лауреатов наиболее престижной на сегодняшний день литературной премии «Большая книга»: «Михаил Булгаков» А. Варламова, «Окуджава» Д. Быкова, обновлённое и дополненное издание «Солженицына» Л. Сараскиной.
Всё перечисленное означает, что серия «Жизнь замечательных людей» – этот уникальный феномен российского книгоиздания – продолжает успешно развиваться и охватывает всё новые биографические пласты. В 2010 году ей исполнится 120 лет со дня основания. Буквально несколько дней назад вышел из печати выпуск номер 1400. А сколько интереснейшего ещё в редакционном портфеле, сколько задуманного…
– В это число входят и биографии наших современников?
– Вовсе нет! Вы, вероятно, имеете в виду другую нашу серию «ЖЗЛ: Биография продолжается…», но это отдельный самостоятельный проект, у которого, мы надеемся, будут свои рекорды, премии и юбилейные вехи. Раз уж мы с вами заговорили об этом направлении, упомяну о недавно вышедших в свет жизнеописаниях – «Фидель Кастро», «Алла Пугачёва», «Жерар Депардьё». Только что получили из типографии биографию маршала Соколова, написанную маршалом Язовым, с предисловием маршала Петрова. Издание, достойное Книги рекордов! Сейчас завершается работа над рукописью о легендарном создателе оружия Михаиле Калашникове. Жаль только, что нынешние тиражи редко превышают пятитысячный рубеж. А так хочется, чтобы в любом провинциальном городе или деревне мальчишки могли в упоении застыть над страницами биографии, например, того же самого оружейника Калашникова. Россия не должна потерять связь поколений, так же как не должна упиваться столичным книжным изобилием. Прирастать провинцией – это сейчас едва ли не самое главное!
– Неужели всё так пессимистично? Вот и директор «Художественной литературы» Георгий Пряхин со страниц «Литературной газеты» призвал недавно: «За книгу надо драться!»
– Впечатлён мужеством Пряхина, согласившегося в нынешних условиях возглавить «Художественную литературу». Но скажите, с кем и как надо драться? Кому надо доказывать важность книги? Министры, руководители госмонополий, губернаторы – они же не из джунглей Экваториальной Африки! И тем не менее редчайший случай, чтобы кто-нибудь из них заинтересовался книгами для своей отрасли или области. Кому надо рассказывать про Петра Великого, который распорядился кормить бесплатно тех, кто готов читать, который сделал всё, чтобы удешевить книгу, дабы сделать её доступной, при котором книгоиздание выросло почти в 20 раз! Кому надо рассказывать про Екатерину II, обойтись которой без книги было, по словам Ключевского, «так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка», при которой книжное дело в России совершило очередной рывок! Не пример ли это для нынешних руководителей?
Вспомним, что величайшие умы – от Аристотеля до Льва Толстого – нашли возможность оставить замечательные слова, посвящённые выдающейся роли книги. Философ Иван Ильин не без основания утверждал: «По чтению можно узнать человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает». О каком развитии высоких технологий можно говорить в отсутствие книг?! Можно ли представить Циолковского, Вернадского или Капицу без книги в руках? Или академиков Курчатова и Королёва? Если для нас, русских, «нет пророков в своём отечестве», не стоит ли прислушаться к Борхесу, Сартру, Умберто Эко… или, наконец, к Бараку Обаме, совсем недавно произнёсшему: «Будущее определяется не оружием, а креативностью сознания людей»? Разве не этой особенностью ума отличались наши соотечественники, пока страна была читающей?
– И всё же не верится, чтобы всё было настолько уж плачевно… Достаточно зайти в один из крупных книжных магазинов, например «Библио-Глобус», чтобы убедиться: книг и посетителей великое количество, единственная проблема – денег не хватает, так много всего хочется купить.
– Изобилие, о котором вы говорите, – прерогатива исключительно Москвы. Книжное богатство многомиллионной столицы ни в коем случае не должно убаюкивать, это лишь иллюзия общего благополучия. Большинство книг не поступает в провинцию – российская книжная капиллярная система деградирует. За последние 20 лет книготорговая сеть России сократилась в три раза. Даже в Москве из 208 книжных магазинов в 1990 году теперь осталось лишь 70. Только за последние полгода показатели книжной торговли сократились на 25–30%. Средний тираж теперь колеблется в пределах трёх тысяч экземпляров. По целому ряду показателей нынешнее книгоиздание топчется на месте даже по сравнению с царской Россией.
Судите сами: 200 лет назад восемь книг «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина царь распорядился издать тиражом в три тысячи экземпляров. Спустя век, в 1908 году, В.И. Ленин издал без трудностей философскую работу «Материализм и эмпириокритицизм» тиражом в две тысячи экземпляров. А что мы видим сейчас? Вот официальные цифры: 40% выпущенных в 2008 году книг в России имели тиражи до 500 и до 1000 экземпляров.
Флорентий Павленков, создатель серии «ЖЗЛ», издавал книги в ХIХ веке по 30–40 тысяч экземпляров, когда три четверти населения было неграмотно. В советское время из цехов типографии «Молодой гвардии» ежедневно выходили 150-тысячные тиражи книг, и это была не «брошюрятина», а великие творения Леонида Леонова, Михаила Шолохова, Виктора Астафьева, Чингиза Айтматова, Василия Шукшина, Валентина Распутина, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Расула Гамзатова…
Книга преобразилась сегодня в плане художественного оформления и полиграфического исполнения, впечатляет её тематический диапазон, но нарастающая беда в том, что она становится всё менее доступной для молодёжи, для тех, кто только входит в жизнь. У нас в стране 10 миллионов юношей и девушек в возрасте от 15 до 19 лет, и если они останутся без книги, никакое гражданское и просто разумное общество немыслимо! Кажется, Дж. Соросу принадлежит жестокий афоризм: «Если население неграмотно, то никакая демократия не страшна».
Тысячелетняя история русской книги – это история просветительства. Ныне эта функция книги ослабевает. Полная её утрата чревата серьёзнейшими последствиями для общества и государства.
– Простите, но в таком случае сам собою напрашивается вечный вопрос «что делать?». Или всё это временно и происходит из-за финансового кризиса?
– На наш взгляд, подлинный кризис разразился значительно раньше – в начале 90-х годов, когда книга была брошена на «панель рынка» без учёта её уникальной просветительской миссии.
В результате этого тиражи серьёзных книг снизились в 50 раз, журналов – в 100 раз. Чёткая государственная политика в вопросах книгоиздания, предусматривающая, в частности, приоритеты серьёзной книги для молодёжи, исчезла. Результат не заставил себя долго ждать: на одного жителя России приходится сегодня пять книг и брошюр и 50 бутылок водки. Нельзя во всём полагаться на стихию рынка, рынок не может быть умнее человека и государства. Какое дело рынку до нравственности, гражданственности и патриотизма? Для рынка наркомания, детская преступность и агрессивность, алкоголизм, суицид и проституция – пустой звук, для него главное – прибыль. Государству необходимо вернуться в культуру. В этом вопросе важны и госзаказы, и привилегии, и особое законодательство. Самые свежие примеры: банкам, страховым компаниям, госмонополиям оказана незамедлительная финансовая помощь. А вы слышали что-нибудь о помощи, например, библиотекам? Или о централизованной закупке книг у издательств? К слову сказать, бюджет Роспечати абсолютно неадекватен задачам развития отрасли.
Почему бы государству не соединить сегодня нравственность с очевидной выгодой и не закупить у издательств громадные запасы подлинной, настоящей литературы за полцены и не пополнить школьные, институтские и армейские библиотеки?.. В стране миллион учителей, в армию ежегодно приходят из училищ 20 тысяч молодых офицеров, и всем им необходимы книги. Сегодня часто приходится слышать о том, как много правительство занимается обеспечением лекарствами пенсионеров и малоимущих. Но ведь и молодёжи необходимо лекарство – хорошая литература. Здесь вполне уместно вспомнить мудрые слова Ирины Одоевцевой: «Книги – это лекарство против ограниченности, самодовольства, нравственного тупика. Таблетка от тупости». Кстати, последние зарубежные исследования показали, что развитое книгоиздание – это не только высокая нравственность, но и важный фактор развития экономики страны.
– Быть может, ситуацию способен выправить Интернет?
– То, что Интернет – величайшая информационная революция ХХ – ХХI веков, – очевидно. Но не надо противопоставлять Интернет и галактику Гутенберга, их взаимоотношения следует умно гармонизировать. Форма книги неизбежно эволюционирует, но суть её остаётся неизменной, это – концентрация мысли и чувств, сгустки бытия в самых ярких их проявлениях. Эта суть не измеряется битами, она открывает нам умы и сердца выдающихся представителей рода человеческого, великих мыслителей. Неслучайно М. Горький, вышедший из самых низов и ставший писателем мирового уровня, писал: «Меня учили и продолжают учить… Шиллер и Сервантес, Август Бебель и Бисмарк, Лев Толстой и Владимир Ленин, Шопенгауэр и Мечников, Флобер и Дарвин, Стендаль и Гегель…» Страшно подумать, какая пропасть зияла бы внутри нас, если лишить наше сознание «Войны и мира», «Преступления и наказания», «Тихого Дона», «Тёмных аллей», «Мастера и Маргариты».
Простое же обилие информации ничего не значит. Вагон кирпичей – это ещё не дом…
– Давайте от проблем вернёмся к хорошему и доброму и поговорим о молодогвардейских планах. Ведь книжная продукция «Молодой гвардии» не сводится, как известно, к одной лишь серии «ЖЗЛ», о которой мы вели речь в самом начале нашей беседы.
– Вы абсолютно правы. В плане читательской популярности у «ЖЗЛ» в последние годы появился серьёзный конкурент. Я имею в виду нашу книжную серию «Живая история: Повседневная жизнь человечества», насчитывающую уже свыше 100 томов. Это настоящая энциклопедия быта и нравов разных эпох и сословий, из которой уже сейчас можно много интереснейшего узнать о повседневности древних греков и средневековых монахов, алхимиков и создателей атомного оружия, тамплиеров и русских гусаров, сотрудников ЦРУ и отечественных подводников, обитателей Московского Кремля и британского парламента, спецназа МВД и армий Александра Македонского. Прелесть этого книжного исторического проекта, помимо всего прочего, заключается в том, что он не подразумевает никаких ограничений ни во времени, ни в пространстве, ни в тематике. Из новинок и готовящихся к изданию книг назову хотя бы «Повседневную жизнь Москвы в ХIХ веке», «Повседневную жизнь этрусков», «Повседневную жизнь Тайной канцелярии» и «Повседневную жизнь царских дипломатов». Совсем скоро увидят свет книги, посвящённые повседневности опричников, русских балерин и пиратов Атлантики.
Пережив семь лет назад шок от трагедии в театре на Дубровке, молодогвардейцы решили оказывать посильное содействие тем, кто нас защищает. С тех пор вышло уже несколько десятков книг в рамках нашей «оборонной» серии «Дело № …». Здесь и книги о военной разведке в годы Великой Отечественной, и уникальные воспоминания советского разведчика Джорджа Блейка, и многое-многое другое… Из последних книг этой серии отмечу исследование Б. Колоколова «Жандарм с царём в голове» – о жизненном пути руководителя личной охраны Николая II.
У нас ещё много интереснейших серий: и мемуарная библиотека «Близкое прошлое», и поэтический проект «Золотой жираф», и масса замечательных внесерийных изданий. Чего стоят хотя бы два последних подарочных издания: «Самотёка» Ю. Горбунова и «Любовный лексикон» Е. Лаврентьевой. Это надо видеть! А потом неотрывно читать и рассматривать…
– С серии «ЖЗЛ» начали, ею давайте и закончим: не так давно промелькнула информация о малой серии «ЖЗЛ». Что это такое? Каков её замысел? Чего ждать в ближайшее время?
– Биографический жанр в своём богатстве неисчерпаем. Мы пытаемся осваивать новые пласты, искать различные варианты. Создание книг заметно отличается от технического производства, например от делания кирпичей, в котором недопустимо отклонение даже на миллиметры. Мы же получаем рукописи иногда на тысячу страниц, а иногда совсем маленькие по объёму, но оттого не менее ценные. Вспомним хотя бы, какое неотразимое богатство содержится в небольших очерках Р. Роллана и И. Бунина, посвящённых Толстому. Вот так и появилась на свет малая серия «ЖЗЛ». Первая книга – «Гоголь» А. Воронского имеет удивительную судьбу, о которой вы можете узнать из обстоятельного предисловия. К открытию книжной выставки-ярмарки появятся ещё два издания. Оба посвящены выдающимся актёрам: Михаилу Ульянову и Виктору Авилову. На очереди книги о судьбах Фаины Раневской, Торквемады, Эль Греко, Александра Невского, Павла I…
В заключение ещё один пример о выдающейся роли книги. «Российская газета» от 20 августа рассказала о замечательном кардиологе Сергее Дземешкевиче, который избрал профессию, прочитав в 9-м классе книгу Николая Амосова «Мысли и сердце». А издана она была впервые именно у нас, в «Молодой гвардии», в 1975 году, а затем переиздана в популярной серии «Эврика» 200-тысячным тиражом.
А. Герцену принадлежит размышление, суть которого здесь уместно будет воспроизвести: кроме свободы слова надо бы иметь свободу слуха. Свободу быть услышанным!
Беседу вёл