Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Не просто Марияи концерт для левой руки

01 января 2007

ОТЗВУКИ

Женщина за дирижёрским пультом – это всегда как минимум эффектно. А если эта женщина к тому же молодая, стройная, яркая блондинка... А если ещё и творящая прекрасную музыку с одним из лучших оркестров Москвы – эффект усиливается многократно. Ровно так, как это происходило на концерте из цикла «Звёзды 21-го века», прошедшем днями в Большом зале Московской консерватории. С дирижёрской палочкой – Мария Эклунд, шведка русского происхождения, запомнившаяся нам по прошлогодним триумфальным гастролям оркестра и солистов итальянского «Арена ди Верона». Оркестр – Академический симфонический Московской филармонии, а солисты, которых вполне можно назвать музыкальным будущим страны, – лауреаты последнего конкурса имени Чайковского, виолончелист Александр Бузлов и пианист Мирослав Култышев. Программа вечера – сложнейшие для исполнения концерты Шумана и Равеля. 

Уже при прослушивании «Розамунды» Шуберта, сыгранной в начале «для разогрева», стало ясно – и музыканты, и дирижёр прекрасно понимают и друг друга и общее дело. Прозрачный, но вместе с тем достаточно плотный звук, изящная нюансировка – характерные черты раннего романтизма, точно переданные оркестром. Вообще глубокое и тонкое чувство стиля – это, пожалуй, наиболее яркая особенность дирижёра Эклунд. Это было заметно в первую очередь благодаря «всесильному богу деталей», внятно и звучно формировавшему тем не менее индивидуальное целое. В качестве примера стоит упомянуть об особом диалоге между солистом Александром Бузловым и партией первой виолончели в ля-минорном концерте Шумана, сыгранном в первом отделении. Согласно самой Марии Эклунд, именно конфликт этих двух партий и составляет ту движущую драматическую силу, которая даёт энергию развития всему концерту – особенность, редко замечаемая дирижёрами. Несмотря на их молодость, оба солиста продемонстрировали вполне зрелое исполнение – недаром и Бузлов и Култышев – сегодня это востребованные, активно гастролирующие музыканты. Последний играл ре-мажорный концерт Равеля для левой руки – произведение, неспроста столь редко исполняемое. История его заслуживает отдельного упоминания. Морис Равель написал его специально для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку на фронтах Первой мировой войны, однако не оставившего концертной деятельности. В этом музыкальном шедевре (не сразу, кстати, оценённом и самим Витгенштейном) партия левой руки выписана столь виртуозно, что даже у очень искушённого слушателя создаётся впечатление, что и двумя-то руками его сыграет не каждый. Култышев свою задачу выполнил блестяще, получив заслуженные овации зала, которые в равной мере относились и к оркестру, звучавшему совсем по-другому по сравнению с первым отделением. Да это и неудивительно, поскольку музыкальный импрессионизм Равеля – это совсем другие краски: более терпкие, насыщенные, плотные, несущие уже проникшие в академическую музыку джазовые интонации. Иногда, особенно в первой части равелевского концерта, казалось, что звучит – да простят меня строгие пуристы! – музыка из американских блокбастеров, прошлых и нынешних: настолько мощным оказалось влияние французского гения на своих заокеанских коллег по цеху. И настолько слаженно, победительно и даже лихо звучал столичный филармонический. 

«Я с большим удовольствием работаю с одним из самых интеллектуальных оркестров России», – сказала после концерта Мария Эклунд. – В наше время, когда власть в симфонических коллективах перешла от дирижёров к менеджерам, когда в целях экономии сокращается количество и время репетиций, профессионализм оркестрантов играет ключевую роль при достижении достойного творческого результата. И в этом смысле сегодняшние российские музыканты, несмотря на все трудности, достойно продолжают те великие традиции, которые были заложены их предшественниками». 

Алина АЛЯБОВА

Обсудить в группе Telegram

Алина Алябова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS