Сорок лет назад я впервые побывала в Померанцевом переулке у художника Бориса Диодорова и его жены, актрисы и поэтессы Карины Филипповой, автора знаменитых песен, которые исполнялись несколькими поколениями наших эстрадных певцов. И сразу погрузилась в музейную атмосферу. Уникальные картины и памятные фотографии, антикварная мебель всё пронизано воспоминаниями о великих друзьях.
С супругами дружили легендарные столичные актёры, известные писатели и художники. В их числе Владимир Высоцкий, дебютировавший вместе с Кариной на сцене театра «Современник». Об этом рассказывала висевшая в прихожей театральная афиша. Сегодня старинная мебель, гравюры и акварели перекочевали в музейную экспозицию в Доме культуры села Погорелое Городище и в выставочные залы музея в здании XIX века (бывшего казначейства) в районном центре Зубцов Тверской области.
В Смутное время здесь побывали поляки, жители Держиславля (так тогда именовался посад) участвовали во втором ополчении и в 1617 году, отказались сдаться войскам польского королевича Владислава, воевода Гавриил Пушкин по приказу царя Михаила Фёдоровича сжёг городок. В декабре1826 года Погорелое Городище посетил А.С. Пушкин. Поэт писал в письме Николаю Раевскому о своём предке Гавриле: «Он был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотой, которую я нашёл в Погорелом Городище – городе, который он сжёг...» Обо всём этом Диодоров узнал от краеведа Кутейникова, поселившись по соседству в 2015 году. Открытие краеведа, с которым вскоре издали книгу «Последняя загадка Пушкина», вдохновило почётного академика РАХ Бориса Диодорова на создание музея «Дорога к Пушкину». Сегодня музей, в июле отмечающий пятилетний юбилей, насчитывает более тысячи двухсот единиц хранения и нуждается в комплексе зданий. Проект будущего музейного пространства уже создан заслуженным архитектором РФ А.М. Куренным.
Борис Аркадьевич и его единомышленники (более двухсот человек) убеждены в государственной важности музея. Художник вложил в его создание премию, полученную в Кремле из рук Президента РФ, и средства от проданной в центре Москвы мастерской. Ему помогали писатели, московские и петербургские художники, коллекционеры и историки, руководители Государственного музея А.С. Пушкина и заповедника Пушкиногорье, сотрудники Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), директора Российской государственной детской библиотеки и Литературного музея В.И. Даля.
Музей для Диодорова – это не только выставочное пространство, но прежде всего плазменное образование, в котором слились любовь, правда, открытия, научная деятельность, направленные на вовлечение в его среду прежде всего новых поколений россиян. Именно любовь к правде, истине, преданность христианским идеалам и желание поделиться недавними открытиями породили поток тоненьких книжечек (в душе художника живёт образ «народной библиотеки» Л. Толстого), приобщающих далёких от Пушкина читателей к живым и интересным эпизодам нашей истории, связанным с великим поэтом.
Чтобы убедить руководство страны и её граждан в важности своей пушкинской инициативы, ибо достойное будущее России напрямую связано с пушкинскими идеалами и идеями, художник оплатил издание серии небольших, элегантно изданных документальных книг о недавно открытых пушкинских реликвиях. Серию назвали «Связь времён», потому что исторический след Пушкина никогда не обрывался – такова судьба гениев. Это народная библиотека по замыслу Диодорова. Сегодня выпущено шестнадцать книжек, ещё три находятся в печати, постоянно поступают новые заявки от талантливых и неравнодушных к истории авторов. Они любовно оформлены малоизвестными портретами и гравюрами русских и зарубежных мастеров XVIII и XIX веков, редкими фотографиями.
Под грифом музея «Дорога к Пушкину» с подзаголовком «Связь времён» вышло пока девять небольших книг авторитетного пушкиниста Ларисы Черкашиной, пять книг зубцовского краеведа Сергея Кутейникова и две брошюры протоиерея Артемия Владимирова, талантливого писателя и педагога.
Брошюра «Пушкин в блокадном Ленинграде, или История одной миниатюры» Л. Черкашиной – рассказ об обретении Государственным музеем А.С. Пушкина самого раннего портрета поэта в возрасте двух-трёх лет, подаренного матерью писателя семейному доктору М.Я. Мудрову. В книге под интригующим названием «Тайна пушкинской ладанки» Черкашина рассказывает историю святой ладанки с частицей Ризы Господней. Она соединила два знаменитых в истории нашего Отечества рода – Пушкиных и Романовых. В выпуске «Медаль за оборону Ленинграда для праправнука Пушкина и для отца президента» Л. Черкашина повествует о знаковом, с её точки зрения, совпадении. Рядом, воюя на канонерке («их разделяли подчас всего лишь десятки километров»), сражались праправнук Пушкина Александр Писнячевский и отец нынешнего президента России Владимир Путин. Затем Черкашина знакомит нас с винными и гастрономическими предпочтениями поэта. Брошюру «Гурман Александр Сергеевич, или Гастрономические изыски пушкинской поры» завершают старинные рецепты: двойных щей, запечённого арзамасского гуся, других русских блюд. В следующей книге «Сквозь магический кристалл» Л. Черкашина рассказывает свою версию истории создания знаменитой новеллы А. Куприна «Гранатовый браслет», связанную с несостоявшейся свадьбой внучки Пушкина и ссыльного поляка Сильвестра Зенькевича. Ещё один детективно-любовный сюжет из жизни внука Пушкина Григория рассказала Л. Черкашина в книге «Запретная любовь полковника Пушкина». Книга «Бессмертная бронза» посвящена тем же автором истории установки в центре Москвы на народные деньги памятника великому поэту. Скульпторы Антокольский и Опекушин боролись за право создать столь горячо ожидаемый россиянами монумент. Как известно, победил Опекушин.
Не менее познавательна книга «Самоцветы в пушкинской строке» С. Кутейникова. Она посвящена драгоценным камням и магическим свойствам аметиста, бирюзы, изумруда, сердолика и яшмы, которые волновали поэта, упоминались в текстах Александра Сергеевича, истории его любимых перстней и браслета.
Протоиерей Артемий Владимиров в книгах «Путешествие в сказки Пушкина» погружается в «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». В. Жуковский призывал: «...книги нужно не читать, а разбирать», и протоиерей Артемий раскрывает детям глубинный смысл пушкинских сказок, чтобы они с двухлетнего возраста устремлялись душой через сказочные сюжеты к познанию заповедей Божьих.
В брошюре «Угодников святые чудеса» Черкашина связывает чудо Болдинской осени с пребыванием неподалёку Серафима Саровского, прослеживает значимость упоминаний православных святынь в текстах писателя.
Четыре книги «Маленькие истории из жизни большого поэта» С. Кутейников посвятил любопытным эпизодам пушкинской жизни. Перед читателем проходят живые сценки из детства, отрочества, юности, южной и михайловской ссылок, периода «от ссылки до свадьбы», шестилетнего брака с Н. Гончаровой.
И, наконец, брошюра Черкашиной «От швейцарского Монтрё до тверского Погорелого Городища» открывает эпизод из жизни Андерсена. Великому датчанину по его настоятельной просьбе дарят дочери генерала К.Е. Мандерштерна пушкинский автограф. Сегодня «заветный листок» хранится в библиотеке в Копенгагене, а его копия – экспонат музея «Дорога к Пушкину». «Вечной духовной скрепой, для которой не важны столетия», называет пушкинистка историю листка со стихотворением «Элегия». Вырванный из пушкинской тетради, он объединил двух гениев – Пушкина и Андерсена: «Но для того чтобы пушкинский листок там оказался, потребовалась целая жизнь большого и самобытного художника Бориса Диодорова. И в полной мере соавтора Ханса Кристиана Андерсена. «Посол Андерсена в России» – такой уникальный титул даровала народному художнику России Борису Диодорову королева Дании Маргрете II, восхищённая его иллюстрациями – поэтическими и философскими – к волшебным андерсеновским сказкам. Но так случилось, что художник стал послом Пушкина и в Тверском крае» – и, добавим, почётным гражданином Зубцовской области вместе с супругой Кариной Филипповой.
Перед нами замечательная библиотека, своеобразный «Пушкин на каждый день». Книги, способные объединить людей с самыми непохожими интересами. Эта чудесная серия ещё раз подтверждает мудрые слова классика: «Пушкин – наше всё». Познакомившись с книгами, выпущенными музеем «Дорога к Пушкину», сразу захочешь, оставив городскую суету, отправиться в Погорелое Городище, в затем и в Зубцов. В оригинальный музей, созданный художником Диодоровым, чтобы приобщить всех нас к пушкинскому гению места.
«Государство обязано принять бесценный музейный дар от творческой интеллигенции, созданный общими усилиями, при участии как руководителей крупнейших российских пушкинских музеев, так и действующих историков и пушкинистов. Наша задача – превратить частный музей нового типа в государственный, открывающий широкую «Дорогу к Пушкину» для россиян разных поколений, приобщая их к Золотому веку русской культуры, лишь опираясь на который возможно подлинное возрождение России. В основе его должны лежать пушкинские и христианские идеалы», – считают художник Диодоров и его единомышленники.
Лола Звонарёва