Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

…Не пройдёт!

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Обыкновенный фашизм. – СПб.: Сеанс, 2006. – 300 с. – (Шедевры советского кино).

У прогремевшего сорок с лишним лет назад сразу же по выходу документально-публицистического «монтажного фильма» Михаила Ромма (20 миллионов зрителей за первые 11 месяцев проката – куда там нынешним «рекордсменам отечественных кинозалов»!) и судьба, и, да будет позволено сказать, имидж складывались достаточно прихотливо. С одной стороны, формально, идеологическая система приняла его если не с распростёртыми объятиями, то достаточно благосклонно: общая в целом положительная оценка в прессе, участие в зарубежных кинофестивалях, приз режиссёру на фестивале всесоюзном. Более того, в Ленинграде – о чём говорилось на презентации книги-альбома о фильме – существовал некий маленький кинотеатрик, где на протяжении 20 лет подряд изо дня в день шёл один сеанс «Обыкновенного фашизма». Ну какая ещё лента могла бы похвалиться таким экранным долгожительством!

С другой же стороны… Я очень хорошо помню, как в мои школьные семидесятые взрослые говорили у нас дома об этой ленте почти точь-в-точь в тех же негромко-восторженно-опасливых тонах, что об «Архипелаге ГУЛАГ» или работе «вражеских голосов». Общий смысл речей сводился к тому, что вовсе не о фашизме снял свою картину лауреат пяти Сталинских премий, а о других, куда более близких нам «измах». Убедиться в том, насколько верен был взгляд постоттепельной интеллигенции, сегодня каждый способен самостоятельно: хоть кинозальчик тот давно изменил своей традиции, но VHS и DVD-копии, как говорится, имеются. И в то же время род до конца непонятного отторжения, которое всегда вызывал – и продолжает вызывать – этот фильм у нашего ТВ, вне всякого сомнения, имеет место быть; отчего не демонстрируют его, как бы то ни было, – сильнейшую антифашистскую вакцину, ежегодно, если не 9 мая, то уж 22 июня – непонятно; ну ладно, в советское время, ладно, сейчас – это объяснить худо-бедно можно, но в пору наивысшего пика ельцинского телевидения самобичевания и демократии без берегов, почему всё ж таки сторонилось оно роммовского произведения – некоторая загадка.

Ещё большая загадочность сопровождала историю выхода книги о фильме, а вернее сказать, альбома (детальная раскадровка, стилизованная машинопись закадрового «текста от автора» плюс вступительные статьи режиссёра и авторов сценария – Майи Туровской и Юрия Ханютина). Подготовленный к печати по заказу издательства «Искусство» оригинал-макет, сданный в производство, а затем изъятый оттуда, ждал своего часа четыре десятилетия, пока за дело не взялся питерский «Сеанс» и – куда ж сегодня без них – «немецкие друзья».

Обросшая за эти годы ещё целым рядом актуализирующих момент преди- и послесловий, остановленная в тысяче мгновений-картинок «бумажная версия» фильма всё же не даёт окончательного ответа на главный вопрос – в чём же таилась (и продолжает таиться?) странная прихотливость судеб «Обыкновенного фашизма». Откуда произрастало отношение к нему, как к мине замедленного действия, замку с секретом, партизанской вылазке?..

Ведь с точки зрения всех советских канонов лента вполне «правоверна». А некоторая доля крамольной «аллюзионности» ничуть не переходит грань допустимого во времена «оттепели» интеллигентского фрондёрства. Да к тому же, как вспоминает Майя Туровская в своих замечательных (так блистательно просто и при этом глубоко сегодня просто не пишут) эссе-размышлениях, Ромму, убеждённому коммунисту и соцреалисту, претили слишком уж откровенные аллюзии, которые пытались протащить на экран его соавторы-сценаристы, представители направления либерально-диссидентствующего.
В итоге фильм сложился даже не столько о гитлеровском нацизме – хотя Ромм с его ядовитой иронией постарался в деле полнейшего разоблачения на славу – и уж тем более не о «родном брате» сталинизме, сколько о порочности всякой власти как таковой, об экзистенциальной обречённости перед её лицом всякого человеческого индивидуума. И о том «внутреннем фашисте», что тихо сидит почти в каждом – да нет, наверное, в каждом из нас – и только и ждёт, кажется, благоприятствующего момента.

У словосочетания «Фашизм не пройдёт!» согласно нормам русского синтаксиса есть два в корне различных значения. Фильм «Обыкновенный фашизм» апеллирует к ним обоим. Оттого во все времена «неудобен». Оттого – мало устаревает. Оттого – необходим.

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS