Во МХАТе им. М. Горького состоялся вечер, посвящённый 100-летию Александра Твардовского.
После торжеств на Смоленщине, родине поэта, и вечера, состоявшегося в ЦДЛ, Татьяна Доронина и артисты МХАТа
им. М. Горького, точно подводя черту под весьма скромными торжествами по случаю столь знаменательной для всей русской литературы даты, представили на суд зрителей «своего Твардовского» – литературно-поэтический вечер, призванный воздать дань благодарной любви этому «богатырю русского национального сознания», как писал о поэте Солженицын.
«Портрет» Твардовского, созданный артистами Художественного театра, был в чём-то сродни монументальному историческому полотну. Судьба его таланта была прослежена от корней, пущенных в неродящую, подзолистую, но до святости дорогую землю хутора Загорье, до самого момента, когда поэт признается ей же, этой нищей, выжженной мучительными годами войны земле, этому, как он сам скажет, «пепелищу», признается так, как можно признаваться в любви только женщине:
Все дни и дали в грудь вбирая,
Страна родная, полон я
Тем, что от края и до края
Ты вся – моя, моя, моя!
В этот вечер со сцены звучали воспоминания современников и коллег: Бунина, Симонова, Фадеева, Свиридова, свидетельствовавшие о личности национального масштаба. Твардовский был явлен не как один среди многих талантливых, коими так богата отечественная словесность, но истинно как явление во многом для России знаковое, неповторимое и народное, сначала признанное и увенчанное, а потом забытое.
В исполнении народных артистов России Валентина Клементьева, Михаила Кабанова, заслуженных артистов России Сергея Габриэляна, Максима Дахненко, Андрея Чубченко, Александра Самойлова и других артистов театра звучали стихи поэта, кульминацией вечера стала сценическая версия легендарного «Василия Тёркина». Объёмно, мощно, жизнеутверждающе явился язык простой и в простоте своей сильный, своей простотой мудрый. Зрители могли убедиться, что это истинно верный ученик самого Пушкина, которого Александр Трифонович боготворил, у которого учился, которому подражал.