Не пухом единым, или Ланч на хуторе
После кончины Пушкина скульптор Гальберг сделал 15 посмертных масок поэта, одна из которых была вручена его другу Владимиру Далю, служившему в то время чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбурга. В 1841 году перед переездом в Петербург Владимир Иванович подарил маску местным учёным Соколовым. Через несколько лет они передали реликвию в губернскую историко-архивную комиссию. Сейчас эта посмертная маска экспонируется в областном краеведческом музее, где является одной из самых ценных достопримечательностей. Одной, но не единственной. Оренбургский краеведческий музей богат раритетами, поэтому-то он пользуется большой популярностью как у туристов, так и у жителей города.
Вообще в Оренбурге бережно относятся к своему историческому прошлому. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто пройтись по городским улицам, где сразу бросается в глаза большое количество мемориальных досок. Из самых громких имён отмечены В. Даль, А. Пушкин (провёл здесь три дня) и Ю. Гагарин (учился в лётном училище). Есть персоны, имеющие региональную известность. «В этом здании в 1920–1923 гг. жил А.В. Застаевич – композитор, собиратель казахских народных песен». «Здесь работал дважды лауреат Государственной премии СССР, почётный гражданин города Оренбурга Илья Абрамович Шпильман (1918–2006)». «20–21 декабря 1934 г. здесь состоялся первый пленум Оренбургского обкома ВКП(б)»… Не забыты писатель Б.С. Бурлак, академик Б.Б. Пиотровский, проведший здесь детские годы, и его отец – преподаватель математики, и многие другие оренбуржцы, оставившие след в жизни города за 265 лет его существования.
Когда хотят сказать о бессмысленности каких-либо действий, применяют пословицу «Ехать в Тулу со своим самоваром». С таким же успехом можно сказать «Ехать в Оренбург со своим пуховым платком». Да, наряду с газом и пшеницей платки являются своего рода символом Оренбуржья.
Платки делаются из козьего пуха, собираемого при расчёсывании шерсти. Видимо, наличие сырья в этих краях и дало толчок к возникновению пуховязального промысла. После революции вязальщицы объединялись в артели и промколхозы, а с апреля 1939 года в Оренбурге организована промыслово-кооперативная артель им. Парижской коммуны. В 1960-м она переименована в фабрику пуховых платков, а в январе 1993-го преобразована в открытое акционерное общество с напоминающим французское слово названием «Ореншаль».
Заготовители сырья свозят сюда огромное количество непрерывно собираемого козьего пуха из деревень Оренбургской и соседних областей. На фабрике установлено время от времени меняющееся промышленное оборудование, сейчас, например, работают японские автоматы. Продукцию «Ореншали» в быту обычно называют платками. На самом же деле здесь выпускается свыше двадцати наименований пряжи: платки и косынки, паутинки и палантины, пончо и жакеты, шарфы и шапки, перчатки и носки…
В помещении Областного музея изобразительных искусств шёл ремонт. Однако заведующая научно-исследовательским отделом искусствовед И.В. Бушухина нашла возможность рассказать нам о собрании пуховых платков, об истории их возникновения и существования. Её рассказ журналисты слушали, будто увлекательный детектив: что, где, когда, типы узоров, призы на международных выставках, заказы из разных стран… Ирина Владимировна мечтает о создании специального музея, посвящённого этому промыслу, и не сомневается, что рано или поздно такой музей в городе будет.
В программе пресс-тура этот пункт именовался как «Ланч на хуторе». Однако всё оказалось не тем, что рисовали журналисты в своём воображении перед выездом в область.
«Ланч на хуторе» был обильным обедом в столовой школы посёлка Караванный, а перед этим состоялась поездка на Голодников хутор – место, где расположен реабилитационный центр, основанный настоящим казаком и крепким хозяином. За десять лет Михаил Петрович Голодников с нуля создал огромное фермерское хозяйство, в котором теперь имеются рабочие места для многих молодых людей. Не хочется перегружать цифрами, но всё же без некоторых, дающих хотя бы общее представление, не обойтись. Здесь 3600 гектаров пашни для производства зерновых и свыше 250 голов крупного рогатого скота, 6 комбайнов и вся необходимая почвообрабатывающая техника, два пруда для разведения рыбы, коптильный цех, пасека…
Хотя окрестные жители называют хутор Голодниковым, официально год назад он стал именоваться Казачьим, тем более что Михаил Петрович является атаманом казачьего общества.
Тут самое время сказать несколько слов об оренбургском казачестве, история которого насчитывает не менее четырёх столетий. Казаки появились на юго-восточных границах Российской империи, когда для стабилизации военно-политической обстановки правительство прибегло к созданию новых укреплённых линий. Оренбургское казачье войско стало оборонять пограничную линию от Каспийского моря до Тобола. Среди 13 казачьих войск дореволюционной России оно было третьим по численности после Донского и Кубанского. Сейчас М.П. Голодников и его соратники делают много для возрождения казачьих традиций. Казаки несут природоохранную службу, организовали два кадетских казачьих класса в средней школе ближайшего посёлка Караванный, инициировали строительство там же православного храма. Заключён договор с областным наркологическим диспансером для лечения трудотерапией от наркомании и пьянства, и около двухсот человек возвращены к нормальной жизни, многие остались в казачьем обществе, обзавелись семьями…
В этом году Оренбургской области исполняется 75 лет. В юбилейные дни принято в первую очередь вспоминать об успехах. Оренбуржцам есть что сказать. Даже минимальный список достижений в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте великоват для газетного очерка. Слишком много их у этой трудолюбивой области, расположенной на южной границе России – там, где сходятся Европа и Азия.
, ОРЕНБУРГ–МОСКВА