Дипломные работы балетмейстерского факультета ГИТИСа дали старт первой экспериментально-просветительской лаборатории «Русский балет» – творческая мастерская».
Новация соединила в себе выпускные хореографические работы театрального института – то, с чем стартуют в профессиональную жизнь молодые выпускники, – с идеей собирания балетмейстерских сил. Вячеслав Гордеев, прославленный премьер Большого театра, руководитель труппы «Русский балет» и ныне заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа, давно стремился не упускать из вида питомцев, держать их в некоем банке данных. Это позволило бы следить за эффективностью их самостоятельной работы. Судьбы современной отечественной хореографии, как и самих хореографов, не так счастливы, как хотелось бы. Поиск своего коллектива, завоевание доверия больших трупп, зрительского признания растягивается на годы и десятилетия. И создаётся впечатление отсутствия хореографов при их номинальном присутствии.
Идея Вячеслава Гордеева не только в подготовке и выпуске специалистов, даже не в предоставлении им сценической площадки для дебютов (хотя это очень важно) – но в долгосрочной программе. Выпускники-дебютанты получают сцену, их работы фиксируются и образуют банк видеоданных, по нему куда легче судить об их способностях и стилистике и выстраивать с ними последующие взаимоотношения на постоянной основе.
В эти дни начались дипломные показы молодых балетмейстеров – выпускников мастерской выдающегося педагога ГИТИСа, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Георгиевны Тарасовой. Они займут три театральных вечера, и на них будет представлено 10 дипломных работ. Принадлежность к мастерской Тарасовой – пока единственное, что их объединяет. В действительности они все разные, что и продемонстрировал первый вечер. Дарья Семёнова представила в очень традиционном стиле убедительное решение одноактного балета «Вишнёвый переворот» по известной партитуре Карена Хачатуряна «Чиполлино». А Дарья Комлякова – свою версию «Петрушки» Игоря Стравинского, сумев быть самостоятельной и преодолеть тяготения известных постановочных традиций этого балета.
Впереди дебюты Дарьи Дерябиной, Настасьи Воронцовой, Алисы Куликовой, Анастасии Игнатовой, Ирены Тахоевой, Екатерины Абдукаримовой, Анастасии Бердниковой и Степана Косыгина (да, читатель, хореография как специальность и род занятий всё более принадлежит женщинам). Выпускные спектакли поставлены и исполнены силами студентов, из-за пандемии не разрешено было участие профессиональных артистов. Но ничего, дебютантов поддержал почти полный зал Губернского театра. Да ещё наша надежда на благополучное разрешение их судьбы за пределами родного института.
Александр Колесников