Интервью: Беседы со Стигом Бьоркманом / Пер. со швед. Ю. Колесовой. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. – 352 с. – (Арт-хаус).
Всякая книга интервью хороша тем, что читатель волен сам оценивать слова героя, а стало быть, эффект испорченного телефона сведён к минимуму. Если речь идёт о скандальном создателе оригинальных и провокационных фильмов, это тем более справедливо. Стиг Бьоркман в предисловии признаётся, что до личного знакомства верил слухам, изображавшим режиссёра Ларса фон Триера «человеком замкнутым, с тяжёлым характером», и был сильно удивлён, когда тот оказался «не только удивительно сговорчивым, но и щедрым собеседником, готовым делиться своим временем и взглядами, и вдобавок настоящим фанатом кино».
Триер на самом деле не дворянин – аристократическая приставка «фон» перед фамилией в студенческие годы показалась ему «самой ужасной провокацией», какую он мог придумать. Будучи школьником, он делал уроки на автобусной остановке по пути из школы домой. Никакой тирании со стороны родителей, полное доверие, но раннее осознание своей ответственности превратило юного Ларса в очень нервного ребёнка, который терпеть не мог школу и поэтому окончил её раньше сверстников.
Зато он с великой нежностью вспоминает о первой кинокамере, проекторе, аппарате для склейки кадров, о том, как смонтировал два отрывка фильмов: одна лента была художественной, про Жанну д'Арк, вторая – документальным кино о тараканах...
Когда-то он восхищался фильмом «Ночной портье», сейчас считает его китчем. А в своё время, оказавшись в одной гостинице с Лилианой Кавани, купил белых лилий на все свои деньги и отправился благодарить режиссёра. Кавани рассвирепела: мол, это дрянной коммерческий фильм, который она сняла из-за нехватки денег. Но букет всё-таки взяла. Нехотя.
О каждом своём фильме Ларс фон Триер рассказывает подробно и обстоятельно. Как он задумал ту или иную ленту, как подбирал актёров, искал натуру для съёмок, что в итоге хотел сказать зрителям. О случайных находках и неожиданных казусах: «В качестве фона мы планировали восход солнца... Но когда мы наконец-то поставили кран, солнце взошло не с той стороны. Мы неправильно посмотрели на карту... И получилось очень красиво, хотя изначально задумывалось совсем не так».