Мир готовится наблюдать за мундиалем – чемпионатом мира по футболу, который через месяц впервые пройдёт в Африке. А именно – в Южно-Африканской Республике.
Даже уличные фонари в сегодняшнем Йоханнесбурге выполнены в форме футбольных мячей. Всё футбольное изобилие южноафриканского мегаполиса венчает игла телевышки, на которой нанизана невероятных размеров копия мяча. Но до сих пор в кассах остаются нераскупленными сотни тысяч билетов. А ведь во время предыдущих чемпионатов заветный билетик трудно было отыскать уже за полгода до начала, и главной проблемой оказывалась борьба со спекулянтами.
– Тенденция очень печальная, – констатируют футбольные чиновники. – Мы хотим увидеть праздник и фотографии переполненных стадионов, а на данный момент складывается такая ситуация, что на некоторых матчах трибуны едва ли будут заполнены наполовину. – Причины они видят в мировом экономическом кризисе, избалованности европейцев, их нежелании тащиться на край земли…
Но как всё-таки хочется южноафриканцам мирового праздника! Как стремились они к нему, как старались! Без авралов вовремя возвели великолепные арены, поправили кое-где широкие автобаны, пронизывающие вдоль и поперёк всю страну, отремонтировали и реставрировали сотни первоклассных отелей.
Люди здесь сегодня открыты, доброжелательны, с удовольствием рассказывают о своей стране, сделавшей за два десятилетия скачок от расовой дискриминации к демократии. Играющие рядом цветные и белые детишки – сегодняшняя обыденность Йоханнесбурга – воплощённая мечта лауреата Нобелевской премии мира Нельсона Манделы, отсидевшего почти тридцать лет в тюрьме за борьбу с апартеидом. К слову, в его доме в негритянском пригороде Соуэто, откуда три с половиной десятилетия назад начались массовые выступления чернокожего населения за равноправие, сейчас детский сад. Я подошёл к калитке и достал фотоаппарат. И тут же навстречу бросились улыбающиеся малыши. Безбоязненно позировали перед объективом, что-то наперебой лепетали незнакомцу, пытались даже угостить кусочками яблок. Воспитатели спокойно наблюдали со стороны за явно несрепетированным действом.
Всё это происходило рядом с Музеем южноафриканской революции – хмурым официозным тёмно-коричневым зданием, напичканным жуткими чёрно-белыми снимками полицейских расстрелов студентов и погромов июня–августа-76. «Разрулили» тогда апартеид, по мнению здешних жителей, американцы с западными европейцами, заставившие белое меньшинство пойти на коренные политические и социальные реформы. Правда, «разрулили» так, что одно время после отмены апартеида пришлось защищать уже белых, десятками тысяч превратившихся в беженцев. Африканеры старшего поколения (потомки британцев и голландцев, колонизовавших в XVII веке эти места) и сейчас ворчат: мол, белые работают, а чёрные только слоняются по улицам. Именно так отреагировал на мой вопрос, почему будним днём в центре Йоханнесбурга не видно «бледнолицых», пожилой водитель нашей машины.
Есть множество бросающихся в глаза деталей, явно свидетельствующих о том, что не всё так здорово в «королевстве» южноафриканском, как описывают в рекламных буклетах туристические компании. Тот же великолепный парк «Голд Риф Сити» с сотнями всевозможных аттракционов, музеев, торговых центров и ресторанов опоясан мощным многометровым забором, увенчанным сплетённой колючей проволокой, через которую пропущен ток. А ещё – широченным бетонированным рвом глубиной в два с половиной метра. И это далеко не всё. На КПП круглосуточно дежурят многочисленные секьюрити.
Подобную картину пришлось наблюдать везде: возле современных комьюнити и в бедных чёрных районах. «Колючка», каменные заборы, толстенные решётки на окнах фешенебельных коттеджей и крохотных хижин, банковских офисов и университетов… Местные сопровождающие деликатно намекали, мол, того, по ночам лучше от отеля далеко не отходить, а в негритянские кварталы и вообще самостоятельно не соваться.
И всё же праздничность и размах предстоящего спортивного действа не почувствовать трудно. И хочется верить, что всё пройдёт без эксцессов, подобных тому, что произошли на недавнем Кубке Африки по футболу, когда футболистов обстреливали экстремисты.
, ЙОХАННЕСБУРГ