Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не такой, как все

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Растянувшийся на несколько месяцев фестиваль спектаклей по пьесе «Иванов» стал первой крупной мемориально-концептуальной творческой акцией Государственного театра наций после совершившейся там в прошлом году резкой и радикальной смены художественного руководства. Обнаруженный им двойной повод – 120-летие первой премьеры чеховской драмы в Театре Корша и 125-летие самого этого театра, давно уже не существующего, но оставившего по себе стены, замечательное сценическое здание, где и обитают с некоторых пор (ведя бесконечный ремонт-реконструкцию) «националы», – продемонстрировал и креативные возможности новой команды, и размах амбиций. 

А сам смотр, начавшийся с того, что всячески разрекламированную версию берлинского «Фольксбюне» по причинам организационно-технического свойства Москва так и не увидела, показал, что устроителям ещё есть над чем поработать. Впрочем, все три прошедших к сегодняшнему дню гастрольных «Иванова» (а ими, как нам обещают, дело не ограничится) явились для столицы событиями, по меньшей мере примечательными. А кроме того, будучи прочтениями кардинально, чтобы не сказать, взаимоисключающе разными, они позволили увидеть всю многовариантность возможных взаимоотношений театра XXI века с классическим драматургическим текстом. Возможно, и не всегда художественно состоятельных, однако декларирующих совместно особую ценность именно такого «полифонического» взгляда на классику. И, разумеется, громадную важность продолжения диалога с нашими «вечными спутниками».

Открывший «ивановский» фестиваль спектакль санкт-петербургского «Такого театра» в скором времени вновь прибудет в Москву. На сей раз как соискатель «Золотой маски», на которую претендует, как заведено, сразу по нескольким номинациям: лучший спектакль «малой формы» в драме, лучшая режиссёрская работа (Александр Баргман, Анна Вартаньян), лучшая мужская роль (исполнивший заглавный образ Виталий Коваленко). 

Конечно, невозможно делать какие-либо прогнозы относительно будущего премиального расклада, тем более что соперники в этих значимых категориях по традиции наиболее обильны и сильны. Но по ходу просмотра не оставляло сожаление, что в положении о Национальной театральной премии не предусмотрены такие, например, призы, как «Маска» за лучшую роль второго плана: на неё с уверенностью могли бы претендовать и отлично сыгранный Геннадием Алимпиевым «облезлый барин» Шабельский, и безостановочно «колобродящий», подталкиваемый какой-то дурной энергией внутреннего сгорания Боркин – Павел Юкку, и неподражаемо бурлескная Марфа Бабакина, буквально на одном дыхании «спетая» Анной Худовой, да, прямо скажем, едва ли не все участники этого антрепризного, строго говоря, проекта. Артисты, собранные с разных петербургских сцен, сделали весьма серьёзную заявку и на гипотетическую «Маску» за лучший ансамбль – по крайней мере такого взаимопонимания и такой степени неутягивания одеяла на себя, а, напротив, подлинного партнёрского соучастия мне лично наблюдать не приходилось давно. А ещё вполне можно было бы наградить создателей за атмосферу, в которую погружаешься сразу, лишь войдя в зал, ещё даже до начала действия. Её равно создают и два распорядителя – странные, одинаковые с лица вполне себе современные юноши (Павел и Григорий Татаренко, которые потом вступят в сюжет в качестве гостей на именинах у Лебедевых), и выразительная инсталляция в стиле ретро – «приметы милой старины», разложенные в художественном беспорядке на крышке рояля, а точнее, того, что от него осталось… 

С формальной точки зрения этот «Иванов» намеренно, даже вопиюще эклектичен. Одни персонажи красуются во вполне себе чеховских одеяниях, другие – явственно адресуют своим внешним видом к куда более поздним эпохам. Некоторые сцены разыграны, что называется, в абсолютно бытовом ключе, а соседние с ними начинают враз отдавать «чем-то декадентским». Плюс лихая чересполосица на уровне самого жанра представления: откровенно фарсовые куски вдруг сменяются нотами пронзительно лирическими, не стесняющимися даже некоторой патетики. Но странное дело – от этого, казалось бы, столь шаткого строения исходит ощущение невероятной прочности, цельности, не побоюсь этого слова, гармоничности. Причина, похоже, заключается в том, что постановщики открывают для себя пьесу как будто бы в первый раз, читают её внимательно и подробно, с искренним изумлением восторгаются заложенными в ней возможностями – надо же, можно попробовать вот так, а можно и эдак. И любой ход, если он осмыслен и пропущен через мысль и чувство (банальные, казалось бы, вещи), возможен и оправдан, и всякий постановочный приём, в том случае если он не является простой самоцелью, имеет законное право на существование. 

И тонкая, грациозная работа Анны Вартаньян во второй своей здесь ипостаси – одна из режиссёров также занята в роли Сарры. И, безусловно, «масочный» номинант Виталий Коваленко, проживающий своего Иванова с подкупающей страстностью и самоотдачей. Хотелось бы надеяться, что если кто и помешает одному из наиболее ярких лиц сегодняшней Александринки завоевать премию, то только… он сам, номинированный также и за своего Каренина в «Живом трупе». 

Даниил ЧАПЛЫГИН

Обсудить в группе Telegram

Даниил Чаплыгин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS