Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Не такой, как все

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Растянувшийся на несколько месяцев фестиваль спектаклей по пьесе «Иванов» стал первой крупной мемориально-концептуальной творческой акцией Государственного театра наций после совершившейся там в прошлом году резкой и радикальной смены художественного руководства. Обнаруженный им двойной повод – 120-летие первой премьеры чеховской драмы в Театре Корша и 125-летие самого этого театра, давно уже не существующего, но оставившего по себе стены, замечательное сценическое здание, где и обитают с некоторых пор (ведя бесконечный ремонт-реконструкцию) «националы», – продемонстрировал и креативные возможности новой команды, и размах амбиций. 

А сам смотр, начавшийся с того, что всячески разрекламированную версию берлинского «Фольксбюне» по причинам организационно-технического свойства Москва так и не увидела, показал, что устроителям ещё есть над чем поработать. Впрочем, все три прошедших к сегодняшнему дню гастрольных «Иванова» (а ими, как нам обещают, дело не ограничится) явились для столицы событиями, по меньшей мере примечательными. А кроме того, будучи прочтениями кардинально, чтобы не сказать, взаимоисключающе разными, они позволили увидеть всю многовариантность возможных взаимоотношений театра XXI века с классическим драматургическим текстом. Возможно, и не всегда художественно состоятельных, однако декларирующих совместно особую ценность именно такого «полифонического» взгляда на классику. И, разумеется, громадную важность продолжения диалога с нашими «вечными спутниками».

Открывший «ивановский» фестиваль спектакль санкт-петербургского «Такого театра» в скором времени вновь прибудет в Москву. На сей раз как соискатель «Золотой маски», на которую претендует, как заведено, сразу по нескольким номинациям: лучший спектакль «малой формы» в драме, лучшая режиссёрская работа (Александр Баргман, Анна Вартаньян), лучшая мужская роль (исполнивший заглавный образ Виталий Коваленко). 

Конечно, невозможно делать какие-либо прогнозы относительно будущего премиального расклада, тем более что соперники в этих значимых категориях по традиции наиболее обильны и сильны. Но по ходу просмотра не оставляло сожаление, что в положении о Национальной театральной премии не предусмотрены такие, например, призы, как «Маска» за лучшую роль второго плана: на неё с уверенностью могли бы претендовать и отлично сыгранный Геннадием Алимпиевым «облезлый барин» Шабельский, и безостановочно «колобродящий», подталкиваемый какой-то дурной энергией внутреннего сгорания Боркин – Павел Юкку, и неподражаемо бурлескная Марфа Бабакина, буквально на одном дыхании «спетая» Анной Худовой, да, прямо скажем, едва ли не все участники этого антрепризного, строго говоря, проекта. Артисты, собранные с разных петербургских сцен, сделали весьма серьёзную заявку и на гипотетическую «Маску» за лучший ансамбль – по крайней мере такого взаимопонимания и такой степени неутягивания одеяла на себя, а, напротив, подлинного партнёрского соучастия мне лично наблюдать не приходилось давно. А ещё вполне можно было бы наградить создателей за атмосферу, в которую погружаешься сразу, лишь войдя в зал, ещё даже до начала действия. Её равно создают и два распорядителя – странные, одинаковые с лица вполне себе современные юноши (Павел и Григорий Татаренко, которые потом вступят в сюжет в качестве гостей на именинах у Лебедевых), и выразительная инсталляция в стиле ретро – «приметы милой старины», разложенные в художественном беспорядке на крышке рояля, а точнее, того, что от него осталось… 

С формальной точки зрения этот «Иванов» намеренно, даже вопиюще эклектичен. Одни персонажи красуются во вполне себе чеховских одеяниях, другие – явственно адресуют своим внешним видом к куда более поздним эпохам. Некоторые сцены разыграны, что называется, в абсолютно бытовом ключе, а соседние с ними начинают враз отдавать «чем-то декадентским». Плюс лихая чересполосица на уровне самого жанра представления: откровенно фарсовые куски вдруг сменяются нотами пронзительно лирическими, не стесняющимися даже некоторой патетики. Но странное дело – от этого, казалось бы, столь шаткого строения исходит ощущение невероятной прочности, цельности, не побоюсь этого слова, гармоничности. Причина, похоже, заключается в том, что постановщики открывают для себя пьесу как будто бы в первый раз, читают её внимательно и подробно, с искренним изумлением восторгаются заложенными в ней возможностями – надо же, можно попробовать вот так, а можно и эдак. И любой ход, если он осмыслен и пропущен через мысль и чувство (банальные, казалось бы, вещи), возможен и оправдан, и всякий постановочный приём, в том случае если он не является простой самоцелью, имеет законное право на существование. 

И тонкая, грациозная работа Анны Вартаньян во второй своей здесь ипостаси – одна из режиссёров также занята в роли Сарры. И, безусловно, «масочный» номинант Виталий Коваленко, проживающий своего Иванова с подкупающей страстностью и самоотдачей. Хотелось бы надеяться, что если кто и помешает одному из наиболее ярких лиц сегодняшней Александринки завоевать премию, то только… он сам, номинированный также и за своего Каренина в «Живом трупе». 

Даниил ЧАПЛЫГИН

Даниил Чаплыгин


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты