По дороге на пресс-коференцию встретил поочерёдно трёх знакомых, профессиональные интересы которых далеки от моих: один военный, второй врач, третий математик. Со всеми состоялся почти одинаковый разговор. «Куда мчишься?» – «На встречу с Алексеем Дударевым…» – «А кто это?» – «Сценарист фильма «Белые росы». Смотрел?» – «И не один раз. Это же классика! Передай, что я его поклонник». Я хотел рассказать об этом Алексею Ануфриевичу, но тот сам с юмором поведал несколько историй, связанных с тем, что он воспринимается широкой, как говорится, публикой прежде всего как соавтор «Белых рос». Подчеркну – широкой публикой. А в театральных кругах, разумеется, хорошо знают и ценят его как драматурга, автора «Князя Витовта» и многих других пьес, идущих на сценах разных стран.
Алексей Дударев – председатель Союза театральных деятелей Беларуси, ставший первым лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства (напомню, что вместе с ним премию тогда получили писатель Иван Шамякин и артист Алексей Петренко). Его нынешний визит в Москву проходил в рамках международного Чеховского театрального фестиваля. Кроме того, Международной федерации театральных союзов после кончины К. Лаврова предстояло избрать нового председателя. Не говорю уж о многочисленных творческих и личных контактах. Так что дел в российской столице у Алексея Дударева было, что называется, выше головы.
Журналистскую братию, конечно, прежде всего интересовал фестиваль. Беларусь представила на нём спектакль «Свадьба» по Чехову, который московский режиссёр Владимир Панков поставил силами Белорусского национального академического театра имени Янки Купалы. Алексей Дударев сообщил, что белорусской публикой постановка воспринимается неоднозначно: среди её поклонников преобладает молодёжь, а среди критиков – люди старших поколений.
Драматургу был задан и такой вопрос: «Обычный человек, не специалист и не заядлый театрал, судит о Чеховском фестивале по кратким сюжетам в телевизионных новостях. А там преобладают цирковые фокусы, артисты бегают по стенам, совершают какие-то телодвижения в мешках и т.д. Это вина телевидения? Оно выхватывает какие-то необычные кадры?» На этот вопрос Алексей Дударев отвечал подробно и заинтересованно. По его мнению, эпатаж и спецэффекты на театральной сцене сейчас встречаются слишком часто, телевидение в данном случае не искажает общую картину, это мировая тенденция. Техника и фокусы вытесняют актёра, актёрское искусство, вытесняют со сцены мысль и чувство, то есть то, что, собственно, и составляет театр. Эти приёмы, говорит Алексей Дударев, служат прикрытием для непрофессионализма, для бездарности и пустоты. Вместе с тем он выразил твёрдое убеждение, что театр выстоит, перемелет это поветрие и вернётся к неизменным гуманистическим ценностям. В этой связи гость из Беларуси дал высокую оценку московскому Малому театру, который не сдал позиций и в тяжелейшие 1990-е годы.
На встрече с Алексеем Дударевым разговор шёл, конечно, не только о чисто театральных делах. Как и другие деятели искусств его поколения, начинавшие в СССР, а продолжать свою работу вынужденные в новых государствах, он не мог не дать своей оценки произошедшим переменам. Отметив, что, по его мнению, Советским Союзом было трудно управлять, потому что таджики и эстонцы не могли жить одинаково, Алексей Дударев призвал не увлекаться поисками виноватых. «А кто развалил Римскую империю, Киевскую Русь?» – задал он риторический вопрос. Союзное государство он понимает как союз государств. Братья должны быть братьями, должны дружить, помогать друг другу, защищать друг друга, но при этом пусть у каждого будет собственный дом. При полном доверии – как братья, которые обмениваются запасными ключами от дома на случай, если потеряют свои. Русских и белорусов Алексей Дударев образно представляет как ветви одного дерева с единой корневой системой, но ветви, из которых одна повёрнута к востоку, а другая к западу.
Драматург отметил, что у него нет проблем в отношениях с российскими коллегами, многие из которых являются его друзьями. Если бы политики жили так, как живут художники, царство справедливости наступило бы очень быстро, уверен Алексей Дударев. Культура, по его мнению, только тем и занимается, что стремится объединить людей и разрушить искусственно созданные границы.
25 июня в Международном славянском культурном центре состоится встреча творческой интеллигенции и общественности с авторами произведений, выдвинутых на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2009–2010 годы.
Выдвижение произведений на соискание премии осуществляется творческими союзами, органами государственного управления, научными учреждениями, организациями и предприятиями в сфере культуры и искусства, учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, редакциями средств массовой информации, организациями и предприятиями, осуществляющими издательскую деятельность, общественными объединениями.
По решению Экспертного совета на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2009–2010 годы выдвинуты: народные художники СССР Ткачёв Алексей Петрович и Ткачёв Сергей Петрович (за цикл живописных картин «Родная земля»), народный художник Беларуси Щемелёв Леонид Дмитриевич (за цикл картин «Палитра моего времени»), председатель общественного объединения «Союз писателей Беларуси» Чергинец Николай Иванович (за романы «Вам – задание» и «Сыновья»), архитектор Григорьев Юрий Пантелеймонович, скульпторы Гумилевский Лев Николаевич, Гумилевский Сергей Львович, Орехов Григорий Юрьевич (за памятник классику белорусской литературы Янке Купале в Москве и памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину в Минске).
Департамент социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства