К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда столичный Театр им. Маяковского запустил образовательную программу для зрителей и актёров. Лекции и тренинги проведут режиссёр, театральный педагог и практик метода биомеханики Алексей Левинский и заведующий сектором театрального наследия Мейерхольда Государственного института искусствознания Вадим Щербаков.
На Малой сцене была интерактивная лекция Вадима Щербакова «Мейерхольд в Театре Революции».
Зрители узнали, зачем «революционный» Мейерхольд согласился возглавить государственный театр, как выглядели первые спектакли мастера и его учеников на сцене будущей Маяковки, почему согласованная Луначарским и Троцким пацифистская пьеса-«сволочь», по выражению Мейерхольда, превратилась в спектакль-митинг, чем премьера, посвящённая памяти А.Н. Островского, повергла всех в недоумение.
За два часа зрители совершили путешествие по трём первым сезонам Театра Революции под руководством Мейерхольда – от малоизвестной пьесы «Ночь» до легендарного «Доходного места», которое вошло в историю искусства не просто как театральный шедевр, а как матрица подхода советской режиссуры к классическим пьесам.
В день рождения Мейерхольда – сразу несколько событий: артисты Маяковки на один день погрузятся в биомеханику, а зрителей ждёт уникальная экскурсия по исторической сцене «Биомеханика Мейерхольда».
Пластический актёрский тренинг лёг в основу ранних спектаклей режиссёра, продолжил искания Станиславского и подготовил базу для актёрской техники Михаила Чехова «от внешнего к внутреннему». Трёхчасовой тренинг для артистов «Маяковки» проведёт Алексей Левинский – актёр, режиссёр, педагог ГИТИСа, «последний из могикан», являющийся хранителем почти утерянного для мирового театра метода биомеханики. Событие только для артистов Театра Маяковского.
А зрителей 9 февраля ждёт новая авторская экскурсия по исторической сцене, которая расскажет о местах, хранящих память о режиссёре, познакомит с уникальными историческими материалами и предметами первой половины XX века, недоступными для зрителей в обычное время. Начало экскурсий в 14.00 и в 16.00.
На момент руководства Театром Революции Всеволоду Мейерхольду шёл пятидесятый год, и по описаниям современников, «он выглядел не то чтобы молодо, но очень собранно, спортивно в сером костюме, коротких брюках-гольф. Во всей его сухой, костлявой фигуре, в скупой, но выразительной жестикуляции была какая-то непринуждённая, изысканная грация. Подавал он себя часто грубовато, прямолинейно, а казалось, что он двигается и говорит под музыку» (А. Файко).
Только 9 февраля у зрителей будет возможность прогуляться по служебным помещениям, по которым ходил великий режиссёр-авангардист; подняться на великую сцену, где Мейерхольд с присущей ему выразительностью «показывал» актёрам. А ещё увидеть сцену с самой высокой и красивой точки – под люстрой.
Проведёт экскурсию артист Роман Фомин.
24 февраля в 19.00 на Малой сцене состоится лекция «Чем Мейерхольд интересен мировому театру». Зрители получат полную картину его художественного метода, зафиксированную в фотографиях и видеофрагментах. Вадим Анатольевич Щербаков – заведующий сектором театрального наследия Мейерхольда Государственного института искусствознания, главный редактор журнала «Вопросы театра», расскажет о том, какие спектакли Мейерхольда вошли в учебники по мировому театру, как развивался метод биомеханики на практике вне спектаклей Мейерхольда, что, кроме биомеханики, он изобрёл в искусстве режиссуры.
Олеся Вартанова