Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не только краски образов полны

01 января 2007

ПАЛИТРА БЕЛОКАМЕННОЙ

Новодевичий монастырь. Cмоленский собор.О художниках анекдоты сочиняют редко, но порой достаётся и им. Встретился зритель с маститым живописцем на его выставке и, растерянный, задаёт вопрос: «Простите, а почему у вас земля на пейзаже синяя?» – «Потому что я так её вижу».– «И облака красные?..» – «Такими их вижу». – «А солнце фиолетовое отчего?» – «Я так вижу!» – «Но если у вас столь плохо со зрением, зачем вы в художники пошли?!»

Хорошо шутит тот, у кого всё хорошо. Когда не у анекдотического персонажа, а у настоящего художника действительно возникают проблемы со зрением – ему не до смеха. Московскому живописцу Владимиру ЩЕРБИНИНУ это известно как никому другому: видит он сейчас очень плохо. Сказались моральные и физические испытания последних лет – потеря двух самых близких ему людей, череда болезней… Но когда стоишь за его спиной и следишь за кистью, уверенно кладущей мазок краски в точно предназначенное для этого место, начинаешь понимать: это истинный мастер, наделённый даром внутреннего видения, которое в диоптриях не измеришь. Пейзажи, созданные им в юности, по остроте эмоций и свежести цветовой палитры ничем не уступают нынешним работам, в которых, правда, чувствуется теперь гораздо больше раздумий и скрытых печалей… 

Мастерская Владимира доверху забита холстами, подрамниками. Здесь работы и его брата Анатолия – прекрасного живописца, трагически ушедшего из жизни. После того, как это случилось, Владимиру трудно было даже переступать порог их совместного с братом творческого ателье. Работы свои он перенёс в московскую квартиру, превратив её, как и большинство художников, в настоящую студию с нагромождением мольбертов, написанных и неоформленных полотен, картин, неразобранных папок с эскизами… 

Церковь на Большой Ордынке.Родились Володя и Толя в один октябрьский день незадолго до Великой Отечественной войны в семье военнослужащего. Отец ушёл на фронт, а мама с детьми эвакуировалась на Урал. «Я помню, будто сейчас, – рассказывает Владимир, – как везли нас в телеге на быках в далёкую Башкирию. За Уфу. Помню отливающий белизной лошадиный череп, лежавший у дороги. Бабок, раскладывающих карточные узоры пасьянсов, гадая, вернутся ли их мужья с полей сражения к родным очагам. 

Было холодно. Всех разместили в избушке, уже до отказа забитой людьми. Из этого дома, чуть не ставшего последним пристанищем в нашей жизни, нас с братом едва успели вынести на мороз и откачать от угара задымлённого душного помещения. 

Помню, как, затаив дыхание, слушали фронтовые сводки из чёрного радиоблюдца и патефонные голоса Лещенко, Утёсова, Козина, Руслановой, Александровича». 

По возвращении в Москву братья Щербинины учились в школе № 545, что рядом с Шуховской башней. Там преподавали замечательные педагоги, которые старались развивать своих подопечных всесторонне, раскрыть их индивидуальность. Мальчишки стали рисовать. Потом запели в пионерском хоре. Володю и Толю даже пригласили в знаменитый хор Свешникова, в составе которого они выступили на прославленной сцене Большого театра в день торжественного закрытия XI съезда ЦК комсомола. 

Оба поступили в художественную школу, затем – в Московский государственный педагогический институт на художественно-графическое отделение. Вдвоём с очного перешли на вечернее отделение, начав работать на ЗИЛе, чтобы хоть как-то помочь матери в домашних мытарствах – отец «на время» оставил семью. 

Открывшийся тогда Институт технической эстетики набирал бригаду художников. Братьев приняли. Они заняли ведущее место в конструкторском бюро, участвовали в конкурсах новых авторазработок, получили патент на мотороллер «Вятка» для минского завода. Мотор они полюбили рано, ещё в школьные годы. Копили карманные деньги от несъеденных завтраков. И к 16 годам сели за руль собственного мотоцикла. Их ИЖ-49 был предметом зависти всех мальчишек округи. Но уже родилась мечта о «Победе» – немыслимой роскоши тех лет! Однажды во дворе дома на набережной братья заприметили проржавевшую легковушку с оторванными передними дверцами, крыша которой служила великолепной горкой для пацанов на самодельных санках. Расспросили о хозяине развалюхи. Оказалось – молодая женщина. Правда, хозяйкина красота для двоих умельцев меркла перед эстетикой автомобильного металлолома. И вскоре две пары золотых щербининских рук превратили машину в «средство передвижения» – так они одержали победу над «Победой». 

А тут великий сподвижник молодёжного творчества Василий Захарченко объявляет конкурс на создание автомобиля будущего. И братья Щербинины после четырёх напряжённых лет работы получают на ВДНХ высшую медаль за создание одной из первых в стране машин с пластмассовым корпусом, которая по сей день на ходу и без единой ржавчинки – украшает стоянку у подъезда дома, где живёт Владимир. 

Через все годы, наполненные изобразительным искусством и автоконструктивизмом, проходила песня. Щербинины выпустили диск авторской песни, выступали по радио и на телевидении. 

Работает Владимир Щербинин всегда и везде. В тиши мастерской, дома, на природе. Когда он пишет московскую улицу, то композицию старается построить так, чтобы доминантой в ней была церковь. Это придаёт картинам высокое духовное звучание, демонстрирует связь вчерашнего и сегодняшнего дней. Его работы – это размышления о жизни искреннего и тонкого художника, поэта и музыканта, человека с глубокой верой в красоту и добро. 

Леонид КОЗЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Леонид Козлов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS