В театре, и особенно в кино, иногда случается, что имя героя превращается в собственное имя исполнителя: Максим – Борис Чирков, Ваня Курский – Пётр Алейников, Ваня Бровкин – Леонид Харитонов, Штирлиц – Вячеслав Тихонов… То же самое произошло и с троицей «знатоков», впервые появившейся на экранах наших телевизоров в самом начале 70-х годов в одном из первых отечественных сериалов режиссёра Вячеслава Бровкина «Следствие ведут знатоки». Каждая новая встреча со следователем Знаменским, криминалистом Кибрит и инспектором угрозыска Томиным превращалась в общественное событие. Актёры, постоянно исполнявшие эти роли – Георгий Мартынюк, Эльза Леждей и Леонид Каневский, – стали желанными гостями в каждом доме.
Между тем у каждого актёра – своя особая судьба. И сегодня, в день рождения народного артиста России Георгия Яковлевича Мартынюка, есть приятная возможность сказать несколько добрых слов о мальчике, появившемся на свет накануне войны в Оренбурге, в семье, не связанной с искусством. Первыми встречами с театром Гера обязан радио, благодаря которому он мог услышать по трансляции самые знаменитые спектакли. Правда, когда он подрос, его старший брат начал выступать в местном театре. И младший не захотел отставать от него. Так он оказался в драмкружке Дома учителя, где вскоре с успехом сыграл главную роль в спектакле «Когда цветёт акация». Родители не на шутку встревожились, когда выяснилось, что и второй сын собирается связать свою жизнь со сценой. В ГИТИСе Мартынюка приняли с первого же захода на курс к С.В. Гиацинтовой. Руководство курса менялось несколько раз, но все педагоги были весьма достойные мастера: Б.В. Бибиков, В.В. Готовцев, П.Н. Фоменко. Заведующий кафедрой режиссуры Андрей Гончаров, просматривая дипломные работы, обратил внимание на Мартынюка и предложил ему вступить в труппу Театра на Малой Бронной, которым он руководил в ту пору. Так Мартынюк почти полвека назад стал актёром единственного в его жизни театра, где судьба сведёт молодого человека с замечательными партнёрами, режиссёрами, авторами. Где он сыграет более 50 ролей в спектаклях, поставленных А. Гончаровым, А. Эфросом, А. Дунаевым, Л. Дуровым, В. Портновым, С. Женовачем. Часто до того разных, что можно лишь этому позавидовать, если вспомнить, к примеру, генерала Епанчина в «Идиоте», слесаря дядю Колю в комедии «А всё-таки она вертится?..», Венечку в «Москва–Петушки», Пьеро в «Дон Жуане», старика Ванюшина и особенно заведующего редакцией Бэженару в сатирической комедии «Общественное мнение». К работам театральным необходимо прибавить роли, сыгранные в кино и на ТВ; среди них – особо выделить Костю в «Тишине» и Бурмина в «Метели», разведчика Зубова в фильме «Щит и меч»…
Так случилось, что последние годы мы одновременно отдыхаем в Звенигороде. Каждый вечер Георгий Яковлевич наведывается в местный магазин, где закупает колбасные изделия для бездомных собак. Как эта информация передаётся четвероногим из поколения в поколение, понять не могу. Только каждое утро вся стая, поджав хвосты, словно хорошо воспитанное сообщество, терпеливо дожидается у крыльца своего благодетеля. Изо дня в день – весь срок!
Если к сказанному добавить, что без любимой и любящей жены и спутницы замечательного доктора Ниёле нельзя себе представить жизнь Геры в последние четыре десятилетия; что без стихов, им сочинённых, не обходится ни одно театральное событие, то станет очевидно: талантливый человек талантлив во всём. И с этим невозможно не согласиться!