Стремительные цивилизационные сдвиги колыхнули тектонической встряской даже эту, казалось бы, незыблемую геологическую плиту кинематографа. За последний год в Индии вышло сразу несколько научно-фантастических фильмов, крупнобюджетных и не совсем характерных для восточной фабрики грёз.
В индийском кино научная фантастика встречается не так часто, как в западном. Временами это удачные фильмы, как, например, «Люсия» (2013), слегка напоминающая «Начало» Кристофера Нолана, или «ПиКей» (2014), использующий классический сюжет: земное общество показывается глазами несколько наивного инопланетянина. Был и настоящий маленький шедевр – «Груз», камерная малобюджетная трагикомедия, смешивающая науку и мистику, где в полной мере раскрываются возможности индийской культуры. С другой стороны, были и ужасные «Роботы», отрывки из которых многократно использовались как иллюстрация абсурда в кино.
Что предлагает 2024 год? Например, «Моя девушка робот» – калька с западных романтических комедий с научно-фантастическим элементом, затёртый сюжет которых, полностью раскрытый в названии, переосмысляется в ином культурном пространстве. Интереснее фантастический боевик «Напарники», демонстрирующий технический прогресс в области трюкового кино, столь любимого на берегах Инда и Ганга. Хоть фильм и донельзя банальный и бессовестно злоупотребляет замедленным кадром и облётом камеры, само по себе развитие постановки трюков и производства спецэффектов в Болливуде явно двигается вперёд.
Но главный научно-фантастический фильм последних лет – «Калки, 2898 год нашей эры» Нага Ашвина, картина с трудной историей производства, неоднократно останавливавшегося из-за проблем с карантином 2020 года и финансированием. Несмотря на все сложности, этот огромный для Болливуда проект с бюджетом более чем в 70 миллионов долларов был успешно завершён, не только стал событием в родных краях, но был замечен и за пределами Индии. «Калки…» представляет собой первую серию масштабного киноэпоса, соединяющего сюжет и героев Махабхараты с жанровыми элементами постапокалиптики и антиутопии западного образца. В перспективе фильмы должны образовать «Киновселенную Калки», вторая серия которой сейчас находится на стадии съёмок.
Временами мешает перехлёст навязчивого индийского колорита, украшающего картину при умеренном использовании, но временами выливающийся в традиционные танцы, песни, карикатурные позы и нелепую демонстрацию мощи героев. Впрочем, когда дело касается последнего, западный супергеройский кинематограф грешит ровно тем же, просто трюки какого-нибудь Супермена уже приелись и не кажутся настолько глупыми. Схожая ситуация и со спецэффектами, в основном качественными и добротно исполненными. Увы, местами компьютерная графика не выдерживает никакой критики, даже не из-за недостатка бюджета, а из-за её излишества и неуместности.
За всем этим захватывающая и самобытная история вечной борьбы добра и зла, сражения за власть, за будущее, за жизнь и суровое предупреждение: «на войне побеждает только смерть», гвоздём вбитое в самом центре фильма. Отдельной похвалы заслуживает и картина последнего города на земле, созданная восточными кинематографистами с завораживающим вниманием к мелким деталям, яркая, эклектичная и живая. Конечно, есть в «Калки…» огрехи, временами даже серьёзные, но есть и большой потенциал.
Сегодня любая технически развитая культура стремится обладать собственной, оригинальной научной фантастикой. Индия не исключение. Вслед за Японией, Южной Кореей и Китаем индийское кино демонстрирует попытки создать альтернативное восточное видение научной фантастики как элемента национальной массовой культуры. И «Вселенную Калки» можно считать одним из первых удачных шагов в этом направлении. Хотелось бы верить, что он не станет последним.