
Маринелла Мондаини, писатель, историк, Италия
«Европейская мечта…» Эти слова я услышала ещё студенткой итальянского лицея. Долгое время они были лейтмотивом, сопровождавшим жизнь итальянцев, внушая надежду на мирную процветающую Европу. «Мечта» отражала желание людей смягчить разногласия после Второй мировой войны и строить континент «добра, сотрудничества и интеграции». Разве плохо? Увы. Европа ныне другая. 27 июля в Италии прошёл национальный День борьбы с русофобией, которая меняет сознание европейцев.
На глазах тает миф о Европейском союзе, где граждане наслаждаются свободой, процветанием, безопасностью. Правда, на разных уровнях тут ещё пытаются убеждать людей, что «мечта» воплотилась в ЕС. Но всё больше граждан Италии, среди которых и мои знакомые, испытывают разочарование: красивая мечта превратилась в кошмар, реальный кошмар. Экономика – убита, ЕС подчинён НАТО, Европа – вассал, протекторат США. Печалит апокалипсис «европейских ценностей»: демократии, свободы, равенства, человеческого достоинства, прав человека. Крах переживают моральные ценности, закрепившиеся ещё в эпоху Возрождения.
Усилиями новой элиты типа Урсулы фон дер Ляйен Европа превратилась в карикатуру на демократию и гуманизм: народы угнетены, унижены, живут под гнётом цензуры. Растут расходы для войны с Россией, навязываемой элитарными безумцами, обнимающимися друг с другом на своих встречах.
Италия на балу этой деградации – яркий пример. Местные СМИ неустанно заняты демонизацией образа Владимира Путина: мозги промывают ежедневно, внедряется мысль, что Россия во главе с ним виновата и в конфликте с Украиной, и во всём плохом, что бы где ни происходило. Власти боятся правды, усиливают контроль над гражданами, подавляют инакомыслие, ссылаясь на санкции ЕС против РФ. При этом санкции незаконны и попирают Конституцию Италии.
Признаком, что ситуация за три года ухудшилась, стало обнародование очередного чёрного списка лиц, способствующих распространению российских фильмов RT. Топор евроцензуры действует фактически по тем же правилам, которые некогда применяли фашисты. Например, при режиме Муссолини в 1923 году словенскому населению Италии было запрещено говорить на родном языке в школах и во всех общественных местах. Затем такая политика стала ещё жёстче, затронув все сферы жизни. А разве с русским языком и литературой на Украине не то же самое? Почему этого постыдно не замечает правительство Джорджи Мелони?
Если вернуться к чёрному списку, то в него попала теперь и я. Почему? Да потому, что много раз участвовала в показах запрещённых здесь фильмов о Донбассе, выступала на конференциях и дискуссиях в разных городах Италии. Поддерживаешь Россию, предлагаешь честно разобраться в происходящем – уже виновен. Новый список составлен «железным кулаком» Итальянской радикальной партии – движением «Радикальная Европа». Оно без стеснения подаёт себя как «партизанское движение, приверженное борьбе с гибридной войной Москвы».
«Партизаны» провели 23 июля конференцию, презентовав «досье», названное так, что даже не нужен комментарий: «Чума Путина: места новых распространителей чумы в Италии для иллюстрации на географической карте, где, как и когда российская пропаганда влияет на Италию». Естественно, «партизаны» доложили на конференции, что «за последний год по всей стране прошло множество публичных незаконных мероприятий, давших простор кремлёвским распространителям путинской заразы, что является нарушением европейского регламента, призванного пресечь гибридную войну Москвы. Италия постоянно подвергается настоящей информационной бомбардировке лжи. Мы должны признать, что Италия – уязвимое место Европейского союза... Чтобы понять масштаб проблемы, – резюмируют «партизаны», – просто взгляните на карту Италии, где отмечены сотни мероприятий, организованных итальянскими друзьями Путина. Их смог организовать и провести только единый мощный центр управления, расположенный за пределами Италии, в России, и при значительном и постоянном финансировании. На нашей карте зафиксировано ошеломляющее количество – 139 случаев мероприятий! Благодаря нашему вмешательству 16 из них были отменены при поддержке украинских общин и других объединений, а 6 были изменены или перенесены».
Прошу прощения за длинную цитату, но она отражает серьёзную болезнь, реально (не как «чума Путина») поразившую часть итальянского общества: правда – это ложь, а ложь – правда. Всё по Оруэллу.
Вершиной русофобии и укрофилии стал скандал мирового уровня, случившийся в связи с дирижёром Валерием Гергиевым. Если присмотреться к ряду высказываний политиков и общественных деятелей, налицо затмение разума и психоз. Вот, к примеру, что произнёс министр культуры Италии А. Джули: «Отмена концерта под руководством маэстро Гергиева, в том числе в свете идеологической эксплуатации одной из сторон, отвечает логике здравого смысла и моральной необходимости защищать ценности свободного мира». Ну разве не верх лицемерия и глупости?!
Не стоит забывать, что великого музыканта пригласил для выступления 27 июля в Казерте губернатор области Кампанья Винченцо Де Лука. Он противник логики «отмены культуры» и знает, что концерт Гергиева не планировался как «тайная операция Кремля». Выступление артистов сорвала маленькая группа украинских фанатиков, которые, кстати, живут за счёт итальянцев, получая пособия от правительства, работа которого также оплачивается итальянцами. Почему же они вправе диктовать, какую музыку слушать?
Подпела украинцам вдова Алексея Навального. Написала статью для газеты La Repubblica, в унисон выступили «Мемориал Италия» и мелкие организации российских предателей, проживающих здесь. Подключилась вице-президент Европарламента, известная русофобка Пина Пичерно, выдав 65 (!) постов в соцсетях за отмену концерта. Давления возмущённых «масс» не выдержало руководство Королевского дворца в Казерте. Объяснялось всё так: концерт отменяется «из-за его (Гергиева. – Ред.) пропутинской политической позиции и опасения украинских протестов». Как говорится, получите, распишитесь!
Следом цензурировали пианиста Александра Романовского (кстати, выходца с Украины), который должен был выступить в Болонье 5 августа. Мэр города Маттео Лепоре отменил концерт, поскольку «Романовский в 2022 году выступил на руинах театра в Мариуполе, городе, разрушенном русскими захватчиками, и тем самым поддержал Путина». Примечательно, что пианист имеет итальянское гражданство. Но уже и это не в счёт.
Ещё один скандал последних дней спровоцировала статья корреспондента La Repubblica Розальбы Кастеллетти под заголовком «Москва подвергает остракизму западных «русофобов»: Маттарелла в списке». Автор, не стесняясь в выражениях, рассказала читателям про раздел «Примеры использования «языка ненависти» в отношении России и русофобских высказываний политиков и общественных деятелей иностранных государств», который появился на сайте МИД РФ. Журналистка подчеркнула (это и стало поводом для статьи), что Россия включила в раздел президента Италии Серджо Маттарелла, главу МИД и вице-премьера Антонио Таяни и министра обороны Гуидо Крозетто. Ай-ай-ай, какая несправедливость! А не надо ли сначала извиниться за кощунственные и необоснованные высказывания о России, в том числе из уст Маттареллы? С этим не спешат, а вызывают на ковёр для вручения ноты протеста посла РФ в Италии Алексея Парамонова.

Хочу попутно заметить, что Розальба Кастеллетти уже 10 лет в России, но не прониклась знанием её языка и культуры. В статье есть упрёк в адрес Марии Захаровой (спикер МИД РФ), которая предложила учредить международный день борьбы с русофобией и создала собственный стикер со словом «укокошить» (на фото). Это может означать «отправить на тот свет», «убить»… Кастеллетти и восприняла всё буквально так: Захарова-де призывает убивать русофобских политиков. Корреспондентка не поняла тонкой шутки: на стикере Мария представлена в традиционном русском костюме с кокошником. То есть, по сути, она предлагает «убивать» противников русской культурой и традициями. Тонкости лингвистики и юмор Захаровой до Розальбы не дошли. Другие итальянские журналисты поверили ей и понесли чудовищную ложь дальше.
Украинизация Италии идёт быстро, трагикомедия развивается. Как говорится, La commedia non и finita!