Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не только юных призывают музы

01 января 2007

ИСКУССТВО

Сергей БЕЛЯНИНРадомир АЛЕХОВ успел попробовать в жизни многое: был военным инженером, преподавал в вузах физкультуру, в сезон отпусков становился экскурсоводом, киномехаником на турбазе, электрогазосварщиком и даже массажистом. А в 57 лет ему вдруг страстно захотелось стать художником. Радомир Иванович купил себе кисти, краски, этюдник. Затем для завершения образа приобрёл зонт (чтобы всё было как у настоящего живописца) и… долго не решался взяться за кисть. Полгода посреди комнаты стоял этюдник, ожидая, когда же созреет творец. Случай помог.

Как-то на Селигере подвозил на моторной лодке отдыхающих. Среди них оказалась московская художница Галина Сергеева. Заметив его неподдельный интерес к живописи, дала картонку и предложила сделать набросок, а увидев «пробу пера» – благословила.

С тех пор прошло 20 лет. За это время Радомир Алехов создал сотни картин, провёл более 50 персональных выставок, вступил в Союз художников России и в Союз художников Подмосковья. А пять лет назад, в возрасте 72 лет (!), окончил с отличием художественно-графический факультет Московского педагогического университета.

Своим необычным именем художник обязан отцу – убеждённому атеисту эпохи коммунистического энтузиазма и первых пятилеток. Тот не хотел, чтобы верующая жена крестила детей, и специально нарёк сыновей именами, которых нет в святцах. Радомир Алехов родился и вырос на тверской земле, в Осташковском районе, но уже давно живёт на родине своей жены, в подмосковных Люберцах. Подмосковье и Селигерье – вот два источника, которые питают его творчество.

– Две красоты окружают нас, – говорит художник, – нерукотворная и рукотворная, созданная природой и созданная человеком. Своими работами стараюсь помочь людям познать природу, душой и сердцем почувствовать и разглядеть её красоту, уважительно относиться к её творениям и творениям рук человека.

Несколько лет назад он поставил себе задачу создать серию картин, посвящённых древнерусской архитектуре, и, по общему мнению ценителей его творчества, блестяще с ней справился. Ради этого объездил все святые места Селигерья, Подмосковья, Севера и Сибири. Издал альбом своих работ «Русь православная», который составил в основном из «архитектурных пейзажей» – изображений православных святынь на фоне вечной красоты природы. Работы художника находятся во многих российских музеях, в частных собраниях в Париже, Лос-Анджелесе, Лондоне, Токио.

Специалисты называют его живопись фантастическим реализмом. Сам Радомир Алехов говорит:
– Я художник пленэра, а не мастерской. Все работы пишу с натуры.

Когда он начал участвовать в выставках, искусствоведы сразу оценили особую манеру письма этого самородка. Живопись его по-детски наивна, светла, радостна и мудра. Одни советовали идти учиться (высшего художественного образования у него тогда не было), другие, наоборот, отговаривали: дескать, штудии только испортят то, что дано от природы. Но он (дабы коллеги по цеху не пеняли ему свысока на отсутствие школы) не побоялся стать студентом в пенсионном возрасте. Руководителями его дипломной работы были академик живописи Евгений Шорохов и доктор искусствоведения Андрей Карев. И по сей день Радомир Алехов благодарен академику Шорохову за то, что тот в начале учёбы сказал ему: «Наша с тобой задача – сохранить то, что у тебя есть».

Недавно Радомиру Ивановичу исполнилось 77 лет.
– Я родился 29 февраля, поэтому не праздную свой день рождения, а праздную день зарождения – 29 мая. И считаю, что это более справедливо. В свой день зарождения я отмечаю память моих родителей – матери и отца, которые подарили мне жизнь.

Несмотря на почтенный возраст, он бодр, полон замыслов, активно участвует в творческой жизни Подмосковья. Недавно в Министерстве культуры Московской области открылась его персональная выставка, за ней последовала выставка в Луховицах. Уместно сказать, что, невзирая на кризис, выставочная деятельность в регионе не затухает, изобразительное искусство, как и прежде, находит горячую поддержку у областного минкульта. С тех пор, как четыре года назад по инициативе министра Галины Ратниковой министерские коридоры были превращены в выставочные залы, прошло уже 46 выставок подмосковных художников. Как справедливо заметил Радомир Алехов, в художественных галереях экспозиции меняются гораздо реже. Радомир Иванович является членом Клуба люберецких художников, у него есть ученики, с которыми он занимается и в Люберцах, и на Селигере, куда часто выезжает на пленэр.

А на вопрос, в чём секрет его молодости, художник ответил:
– Годы всё равно остаются при тебе, никуда не уходят и ни к кому не переходят, как бы ты ни выглядел и что бы тебе ни говорили. Самое главное – нужно активно жить без оглядки на календарь. Что для этого делать? Брать кисти и мольберт и идти на природу…

Лидия КУДИНОВА

Обсудить в группе Telegram

Лидия Кудинова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS