После пропагандистского сериала «Чернобыль», успешно «прокаченного» в социальных сетях, на экраны российских кинотеатров вышел бельгийско-люксембургский фильм французского продюсера Люка Бессона и датского режиссёра Томаса Винтерберга о другой катастрофе, имевшей большой резонанс. Можно было ожидать, что лента о трагедии, случившейся в самом начале президентства Владимира Путина, будет тоже пропагандистской.
По опыту препарирования, проведённого американскими кинематографистами над чернобыльской катастрофой, гибель подводной лодки «Курск» могла быть представлена как приговор нашему подводному атомному флоту, Российской армии и правительству страны.
Ничего этого не произошло. С огромным сочувствием показаны офицеры-подводники во главе с капитан-лейтенантом Михаилом Авериным (бельгийский актёр Маттиас Шонартс достоверен в роли русского офицера) и их семьи, которые живут трудно, но сохраняют верность друг другу и традициям русского флота. Роль жены Аверина сыграла обладательница Золотой пальмовой ветви в Каннах француженка Лей Сейду, здесь и небольшие роли играют большие европейские артисты. Создатели сочувствуют преданным флоту и флотскому братству людям, которые за маленькие деньги (а зарплату ещё и задерживают в соответствии с реалиями того времени) самоотверженно делают свою трудную и опасную работу. Несколько издевательская (не в отношении моряков, а в отношении тех порядков, что сложилось в России в 1990-е) деталь фильма характеризует тогдашнее состояние флота: один из двух российских глубоководных батискафов, крайне необходимых для спасательных работ, был продан американским кинематографистам для съёмок «Титаника».
С симпатией показаны и высшие офицеры флота: командир корабля (немецкий актёр Мартин Брамбах) и адмирал Грудзинский, руководивший учениями (австриец Петер Симонишек), у него уважительные отношения с натовским адмиралом, которого сыграл британский оскароносец Колин Фёрт. Только персонаж, созданный патриархом шведского кино, которому недавно исполнилось 90 лет, Максом фон Сюдовым, вызывает гнев семей моряков – главный российский адмирал слишком долго не допускает к «Курску» иностранных спасателей. Хотя огромный авторитет и ощущение правоты величественного старца-адмирала очевидны, он действует из государственных интересов: соображения секретности оказались для него важнее шанса, пусть и небольшого, для спасения моряков из девятого отсека.
Сцены противостояния катастрофе, то, как моряки собираются и не поддаются отчаянию, как сохраняют человеческое достоинство, поддерживают друг друга, сняты с огромным уважением к нашим морякам – они самые сильные в фильме.
Отмечу также такт автора сценария – Роберт Родат написал его по книге Роберта Мура, отметим, что он сценарист таких известных американских фильмов, как «Патриот» и «Спасти рядового Райана», – все персонажи «Курска», в отличие от «Чернобыля», не носят фамилий реальных героев, все вымышленные. Нет имитации документального расследования с обвинительным приговором в финале, как в «Чернобыле». Здесь именно художественное произведение именно по мотивам произошедшей трагедии с нашими подводниками. Внешне, конечно, не все европейские артисты похожи на российских моряков, впрочем, морская солидарность не знает национальных границ. Она и стала главным героем фильма, который снят с явной симпатией к нашим подводникам и России.
Впрочем, недостатки в изображении жизни в Видяево есть (Люк Бессон сетовал, что съёмки в России им не разрешили – очень жаль), и особенно они заметны российскому зрителю, однако верность, горе и возмущение семей сыграны эмоционально и искренно, и это главное. Правда, на мой взгляд, необходимой динамики и напряжения в фильме нет. В этом смысле среди многих (наших и ненаших) фильмов о подводниках «Курск» не стал прорывом. Хотя в главном это, безусловно, прорыв: такого отношения иностранных создателей фильма к нашим морякам я очень давно не видел. Для нынешнего «санкционного» времени это удивительно. Стоит поблагодарить создателей фильма – они ставили задачу не осудить Россию, а понять её.
В интервью сайту КиноПоиск Люк Бессон сказал, что «фильм про мужество обычных людей, их, по сути, ежедневный подвиг. Нас не интересовало, по чьей вине это произошло, кто у власти, какая идеология за всем этим стоит. Ведь драмы, подобные «Курску», случаются из-за того, что мир устроен несправедливо и зиждется на лицемерии, жажде наживы, эгоизме… Бедность унизительна. Об этом в «Курске» тоже сказано. Вы знаете, что сейчас происходит во Франции. Я никогда не снимал социальное кино, всю жизнь стремился скорее развлечь публику, чем говорить с ней о серьёзном. Но в последние годы всё больше задумываюсь: а прав ли я, а не прячусь ли от реальности? «Курск» очень социален, фильм хорошо приняли здесь, у меня дома, но, разумеется, смотреть на тонущих моряков или на страдания их семей мало кому охота... Цель нашего фильма – эмпатия, сочувствие жертвам, членам экипажа и их семьям, а не осуждение должностных лиц. Тем более что есть две версии событий – возможно, мы придерживаемся как раз ошибочной».
Пока эта заметка готовилась к печати, в Баренцевом море произошла трагедия, которая унесла жизни четырнадцати морских офицеров.
Наши соболезнования родным и близким героев.
Фильм «Курск» – памятник всем морякам, до конца выполнившим свой воинский долг.