Солёная Падь: Роман. – М.: Вече, 2012. – 480 с. – (Сибириада). – 5000 экз.
Сорок первый. – М.: Вече, 2011. – 352 с. – (Сделано в СССР. Любимая проза). – 4000 экз.
Лапти: Роман. – М.: Вече, 2012. – 640 с. – (Сделано в СССР. Народная эпопея). – 3000 экз.
Рождённая революцией. Повесть об уголовном розыске: Роман. – М.: Вече, 2012. – 528 с. – (Сделано в СССР. Народная эпопея). – 4000 экз.
Разве возьмёшься сегодня читать-перечитывать Петра Замойского, Бориса Лавренёва, Сергея Залыгина или Алексея Нагорного и Гелия Рябова? Идеологический уклон, выгодный советской власти, внушительный объём романов, давно прокисшие комсомольско-коммунистические страсти…
Не возьмёшься – а зря.
Потому что это прежде всего хорошая, качественная проза. Классический советский роман. С эпохальным дыханием и тонко прописанным психологизмом, с яркими персонажами и убедительными образами. Заведомо отторгая такую литературу, очень просто можно с помоями выплеснуть и ребёнка.
Цензура, да, была. И писали успешные советские прозаики в основном только то, что было можно. И нужно партии. Зато и тиражи печатались не чета нашим нынешним. Например, общий тираж романа Петра Замойского «Лапти» превысил 4 млн. экземпляров и был переведён на 20 языков народов СССР. Сегодня о таком остаётся только мечтать.
А перечитать эти книги стоит. Не зря издательство «Вече» затеяло уникальный проект в сериях «Сделано в СССР» и «Сибириада» – ведь все эти произведения были любимы миллионами советских людей. И бог с ней, с идеологической составляющей, пусть она воспринимается с улыбкой и здоровой иронией, хотя исторический ракурс романов, несомненно, интересен. Но главное ведь не это. Главное – герои до сих пор воспринимаются живыми, читательское воображение не перестают волновать судьбы людей, переживших революцию, Гражданскую войну и коллективизацию.
Когда начинаешь читать «Лапти» того же Замойского, не столь важно, правдиво ли описана деревня 20–30-х годов, а важно – как выжить в этой деревне Прасковье, бабе с тремя детьми, ожидающей четвёртого, которую бросил муж, уехавший в город, «нутром почуявший» революцию. На самом же деле – сошёлся в городе с другой…
Вот здесь и начинается искусство.
Вот об этом мы и будем читать.
Напомним вкратце, о чём эти книги. А заодно и процитируем по абзацу из каждой, чтобы можно было судить о языке и образности. Есть, есть чему поучиться у советских классиков современным писателям. Есть от чего испытать эстетическое удовольствие читателям.
Борис Лавренёв (1891–1959) вошёл в анналы отечественной литературы как революционный романтик. В книге «Сорок первый» собраны пять его лучших повестей, посвящённых героям Гражданской войны и просто людям, волею судьбы вовлечённым в кровавый водоворот братоубийственной бойни. Острая и внезапная любовь белого офицера и «красного снайпера» Марютки, искренняя преданность революции красного командира Василия Гулявина, трудная попытка принять новую власть генерала Адамова, отчаянная решимость «товарища Анны», дочери боевого офицера, спасти любимого брата, оказавшегося в Добровольческой армии, – всё это, конечно, сегодня вызывает улыбку, но и захватывает: так добротно, с иронией написаны повести: «У этого мыла было ещё одно неоспоримое качество: оно не мылилось. После долгого трения постепенно начинали пениться ваши усталые пальцы, как бока загнанной лошади, но мыло звало к выдержке и спокойствию: оно оставалось таким же тёмным, поглянцовевшим от воды, стойким, и ни один легкомысленный пузырёк не оскорблял стоической глади его поверхности» («Седьмой спутник»).
Пётр Замойский (1896–1958), автор известного романа-трилогии «Лапти» о нэпе и коллективизации. Перед читателем, как уже упоминалось выше, предстаёт картина деревни 20–30-х годов прошлого столетия. Автор с большим мастерством запечатлел смену экономических укладов, показал те трудности, которые удалось (или не удалось?) преодолеть советской власти в борьбе за объединение крестьян.
Нельзя не заметить и того, с каким лиризмом написана эта вещь: «Донёсся звон колокола. Медные перегуды плавали по полям, густо дрожали в воздухе и далеко замирали в синеющих далях».
Сергей Залыгин (1913–2000) стал в 1986 году главным редактором «Нового мира» и, несомненно, имел большое влияние на общественно-литературные круги того времени. За «Солёную Падь» был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящён событиям Гражданской войны в Сибири. В нём – о борьбе партизанской армии, сформированной из крестьян села Солёная Падь и жителей смежных волостей, с белогвардейцами Колчака. «И удивительно было, сколько же этот степной мир – с редкими деревнями, с частыми берёзовыми колками и сосновыми ленточными борами, с бесчисленными западинами пресных и солёных озёр, с невысокими увалами, – сколько он может вмещать в себя забот и тревог?».
Роман Алексея Нагорного (1922–1984) и Гелия Рябова (1932) «Повесть об уголовном розыске» – о буднях созданного в 1918 году аппарата уголовного розыска. Пришли в него в основном рабочие и крестьяне, практически не представляющие сущности этой работы. И главный герой – Николай Кондратьев, простой деревенский парень, дослужившийся до генерала, один из них…
В 80-е годы на экране появился сериал «Рождённая революцией». Эдакая романтическая история. Гелий Рябов вспоминает: «…Мы с покойным Алексеем Нагорным решили завершить свой спор с режиссёром-постановщиком и написали книгу «Повесть об уголовном розыске. Комиссар милиции рассказывает…», с максимально возможной в те годы правдой жизни и обстоятельств. Мы были убеждены, что книга получилась много лучше, интереснее фильма. Правы ли мы – пусть судят читатели».