Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2023 г.
Невский проспект Спецпроект

«Не вытешут мне гробовой плиты…»

Многие произведения Анатолия Клещенко не изданы до сих пор

03 ноября 2023
Анатолий Клещенко, страстный охотник и бродяга, так и не ставший своим среди писателей

Очередное занятие популярной литературной студии «Метафора», состоявшееся в петербургском Доме писателя, было посвящено поэту, чьё творческое наследие и место в литературе ХХ столетия по-прежнему нуждается в изучении и осмыслении. Тем более ленинградцу Анатолию Клещенко (1921–1974), как и многим его современникам, жившим и творившим на стыке исторических эпох, выпала, увы, трагическая судьба.

Уроженец Ярославской губернии в 1934 году осевший вместе с родителями на невских берегах, романтически настроенный мальчик рано окунулся в литературную среду. С 12-летнего возраста Анатолий начал писать стихи, мечтал стать профессиональным писателем. Был знаком с Анной Ахматовой и Борисом Корниловым, в 1937 году поступил на заочное отделение филологического факультета ЛГУ, стал внештатным сотрудником молодёжной ленинградской газеты «Смена». В том же году у него выходит первая публикация. В этот же период он занимается в литературной группе «Смена» при Союзе писателей. В 1939 году (в 18 лет!) Клещенко приняли в Союз писателей СССР. Программным для юного поэта стало опубликованное в 1940-м стихотворение «Вийон читает стихи». Да и в дальнейшем на всех этапах своей жизни А. Клещенко сопоставлял свою судьбу с участью Франсуа Вийона – наверное, самого известного средневекового французского поэта и бродяги-авантюриста, жизнь которого оборвалась преждевременно…


В самом деле если тёмных пятен в биографии Ф. Вийона предостаточно, то далеко не всё ясно и в судьбе А. Клещенко. Например, государство покарало их обоих, так что подобная параллель вполне оправданна. Удивительно другое: в юном возрасте абсолютно советский по происхождению парнишка всерьёз заинтересовался «классово чуждым» стародавним поэтом, потянулся к его творчеству… Может быть, он почувствовал родственную неприкаянную душу? Или восхитился дивными стихами? Или тягой к скитаниям? Или старался «укрыться в исторических декорациях» от неумолимой современности? Неизвестно… Я бы отметила начитанность А. Клещенко, стремление вложить в свои стихи и очарованность мировой культурой, и озабоченность упадком нравов вкупе с атеистическим дурманом:


Мир рвётся к пропасти, неистов,
Смеясь над Богом всё наглей,
И четырёх Евангелистов
Сладчайший ладан и елей,
Как семя доброе в болоте
Не всходит благом и добром:
Тоскуют дочери о Лоте,
Иродиада над ковром
Скользит и вьётся легче тени,
Креститель смотрит, наг и бос,
Как бьют о смуглые колени
Концы тяжёлых чёрных кос…


Не правда ли, звучит современно?


13 февраля 1941 года поэт был неожиданно арестован. Клещенко и его «подельника» – курсанта артиллерийского училища Николая Мартыненко –обвинили в создании молодёжной контрреволюционной организации. При обыске у Анатолия были изъяты антисталинские стихи:

Пей кровь, как цинандали на пирах,
Ставь к стенке нас, овчарок злобных уськай,
Топи в крови свой беспредельный страх,
Перед дурной медлительностью русской!
Чтоб были любы мы твоим очам,
Ты честь и совесть в наших душах выжег,
Но всё равно не спится по ночам
И под охраной пулемётных вышек…
И я иду сознательно на риск,
Что вдруг найдут при шмоне эти строчки:
Пусть не услышу твой последний визг,
Но этот стих свой допишу до точки.
1939

20 мая 1941 года Военный трибунал Ленинградского военного округа приговорил Анатолия Дмитриевича Клещенко к 10 годам ИТЛ и последующему пятилетнему поражению в правах.


Родители погибли ещё в первую блокадную зиму, а он отбывал заключение сначала на Северном Урале, затем в Красноярском крае. Дважды пытался бежать. После отбытия срока работал художником в клубе посёлка Раздольное. Местная жительница Екатерина Дмитриевна Васечкина вспоминала: «Это был добрый, умный, удивительно интересный человек. В памяти так и осталось – в краске, с трубкой или папиросой, а рядом верный друг – рыжая собака. А как много он читал!»


В ссылке в Красноярском крае Клещенко женился (возможно, не регистрировался) на ссыльной Лиане Ильиной, у них родилась дочь. Через год Анатолий Дмитриевич переехал за 25 километров от посёлка на речку Чёрную, где устроился сторожить сено на заимке. В одном из писем он признаётся: «Здесь смотрят на меня как на сумасшедшего, ибо живу в тайге один, хозяйством не обзавожусь, вдов не обихаживаю, на животрепещущую тему (перебирание «грязного белья») разговоров не разговариваю…» Но он дорожит одиночеством и ценит возможность творить.


Осенью 1956-го поэт вернулся в Ленинград. Всего год спустя Постановлением Пленума Верховного Суда СССР его реабилитировали «за недоказанностью обвинения». Благодаря помощи А. Гитовича в свет вышли два сборника стихов – «Гуси летят на север» и «Добрая зависть». В 1958 г. был опубликован сборник его переводов «Тибетские народные песни» (под редакцией Л.Н. Гумилёва). В том же году Анатолий Дмитриевич по ходатайству А. Ахматовой и А. Чивилихина был восстановлен в СП СССР. При этом до осени 1961 года Клещенко, не имея своего жилья, курсировал с семьёй по Ленинградской, Новгородской и Псковской областям.


По воспоминаниям современников, Клещенко не склонен был делиться направо-налево пережитым в лагерях. Но горечь и сожаление о загубленных молодых годах прорываются в стихах того периода:

Что говорить, гордиться нечем мне:
Не голодал в блокадном Ленинграде,
И пороха не нюхал на войне,
И не считал взрывателей на складе.
Я даже дружбы и знакомства ради –
Причин к тому достаточно вполне –
Представлен не был ни к одной награде,
Но, видит Бог, не по своей вине.
Иных покрыла славою война,
Иные доставали ордена
За нашу кровь, не оскверняя стали,
Мы умирали тихо в темноте,
Бесславно умирали – но и те,
Кто убивал нас, – славы не достали!
1948


В 1960-е, понимая, видимо, что стихи его не смогут преодолеть цензурный барьер, Клещенко обращается к прозе. Он переносится воображением в привычный для него мир Севера, маленьких таёжных посёлков. Его рассказы охотно печатают как ленинградские, так и столичные журналы, выходят и переиздаются его повести – «Распутица кончается в апреле», «Когда расходится туман», «Без выстрела»… Успех повестей Клещенко во многом объяснялся их тематикой: жизнь в экстремальных природных условиях, подобно героям Джека Лондона, романтика, понимаемая как преодоление житейских трудностей и высота человеческого духа, покорение природы, устремлённость в «прекрасное далёко», приближаемое самоотверженным ударным трудом… Потребность в такой литературе существовала у многих тогдашних читателей. И не только у юных.


В 1963 году писатель перебрался в Комарово на литфондовскую дачу. В круг общения Клещенко входили А. Ахматова, Г. Горбовский, О. Берггольц, А. Гитович, В. Шефнер, Г. Горышин. В целом же он не очень вписывался в литературную среду Ленинграда того времени. Распалась и семья… Летом уезжал в Заполярье, где работал в геологических партиях. Возможно, там он познакомился с молодым тогда геологом и начинающим поэтом А. Городницким. В августе 1968-го Клещенко переехал в Петропавловск-Камчатский, устроился охотинспектором и завершил повесть «Это случилось в тайге».


Осенью 1974 года он сильно простудился и не смог своевременно попасть в больницу. Позже оказалось, что писатель перенёс на ногах воспаление лёгких и очень ослаб. Скончался в том же году в сельской больнице. Похоронен на кладбище пос. Комарово. Посмертно были переизданы два сборника прозы А. Клещенко и однотомник его стихов с предисловием В. Шефнера. На рубеже 80-х–90-х гг. прошлого века затеплился интерес к творчеству Анатолия Дмитриевича, когда были опубликованы его антисталинские стихи и лагерная лирика. Но многие тексты Клещенко пока так и остаются неизданными…

Не вытешут мне гробовой плиты,
Венков не сложат возле обелиска.
Ну что ж, умрёшь когда-нибудь и ты.
И, судя здраво, это время близко.
В печаль играя, над красивой урной
Знамёна склонят, труб заплачет медь.
А надо мной, в ночи сырой и бурной,
Лишь каркнет ворон на сосне ажурной,
Завалит труп мой хворостом медведь.
Велик и славен ты.
Мою судьбину
Ни песни не прославят, ни дела.
Но мне, пожалуй, после смерти в спину
Осинового не воткнут кола.

С таким достоинством оценил он свой жизненный путь.


Обсудить в группе Telegram

Ирина Катченкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS