С первых дней Великой Отечественной войны русские люди на полях сражений и трудовом фронте верили, что Победа будет за ними.
О Победе, о будущей мирной жизни, о том, что возродятся разрушенные советские города и там, как в довоенные годы, пройдут футбольные матчи, а тысячи болельщиков будут приветствовать спортсменов, думали в тяжёлые военные годы на авиационном заводе номер 24 в городе Куйбышеве, ныне Самаре.
В 1942 году, когда немцев ещё не выгнали с советской земли, а тяжёлые бои шли на Волге, под Сталинградом, решено было создать заводскую футбольную команду «Крылья Советов» с прицелом на высшие спортивные достижения. Надежды на успех команды оправдались, и уже в 1945 году она получила право играть в чемпионате СССР по футболу. Трижды – в 1961, 1983, 1991 годах – команда «Крылья Советов» становилась чемпионом нашей страны.
Год от года росло мастерство игроков команды, и она стала кузницей мастеров советского футбола – таких как участник чемпионата мира 1958 года Константин Крижевский, призёр чемпионата мира 1966 года и кубка Европы 1964 года Галимзян Хусаинов, игроки, в разные годы выступавшие за сборную команду СССР.
В команде «Крылья Советов» с 1942 по 1949 год играл мой тесть Иван Григорьевич Дьяков, ветеран Великой Отечественной войны, мастер спорта, судья республиканской категории, бывший член президиума Московской городской коллегии футбольных судей.
За самоотверженную работу на заводе в военное лихолетье Иван Григорьевич награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими наградами.
Дьяков играл не только в команде «Крылья Советов», но и в командах ВВС, «Даугава», окончил институт физкультуры. С 1954 по 1984 год работал в профсоюзном комитете Дорхимзовода, ныне НПО «Пластик», организуя на заводе спортивную работу, а параллельно как футбольный судья обслуживал матчи, проходившие в различных городах Советского Союза.
Иван Григорьевич Дьяков родился в 1924 году в деревне Сузгария, Мордовия. Мог ли деревенский мальчишка предполагать, что со временем станет мастером спорта и будет играть в футбол на первенство страны!.. Но тогда в ней были созданы все условия для всестороннего развития физкультуры и спорта. Неслучайно советская школа спортивного мастерства подарила миру плеяду олимпийских чемпионов, среди которых футболисты, завоевавшие золотые олимпийские медали в 1956 году в Мельбурне.
Для советских мальчишек, мечтавших стать чемпионами и прилагавших для этого немалые усилия, была открыта широкая дорога в большой спорт.
Приобщился к нему и Иван Дьяков, для которого футбол ещё в детстве занимал важное место. Всё свободное время он гонял мяч со своими сверстниками, мечтая стать классным футболистом.
Перед войной родители Ивана Дьякова переехали в Москву, и он пошёл работать на авиационный завод, не расставаясь с футболом и играя в заводской команде.
Война застала совсем ещё молодого Ивана Дьякова в Москве. Когда немцы вплотную подошли к столице, он отправился под Можайск на сооружение оборонных укреплений. Затем завод, где он работал, эвакуировали в Куйбышев, где в заводских цехах семнадцатилетний Иван Дьяков и его сверстники обрабатывали детали для штурмовиков Ил-2.
Работая по 16–18 часов в сутки при лютом морозе, недоедая, Иван Дьяков не только стойко перенёс трудности военного времени, но и совершенствовал своё футбольное мастерство, играя за цеховую команду. Его заметили и пригласили в команду «Крылья Советов».
Вот что рассказывает о военном лихолетье Иван Григорьевич Дьяков:
– Запомнились первые месяцы, когда мы, участвуя в эвакуации заводского оборудования, прибыли в Куйбышев, не в город, а в чистое поле, где строили завод. До того как возвели крышу, станки поставили под открытым небом и начали работать в сорокаградусный мороз, разжигая костры около станков. Вытачивали и обрабатывали детали для легендарных самолётов Ил-2, затем эти детали отправляли на завод, где собирали до 30–40 самолётов в день. Они, собранные в 1942 году, сделав круг над испытательным аэродромом завода, сразу же отправлялись под Сталинград, в пекло великой битвы.
Помню, что постоянно хотелось есть. Нам, ребятам, которым было по 16–18 лет, заводского пайка, 400 граммов хлеба, явно не хватало. Мы были счастливы, когда на завод пригнали два вагона мороженой картошки и свёклы. Так мы получали дополнительное питание в виде отвара из этих овощей.
Когда меня пригласили играть в футбол в заводской команде, первое, что сделал наш тренер, – на несколько дней ввёл режим усиленного питания, когда мы меньше тренировались, а больше ели и отдыхали. Только восстановив наши истощённые, но молодые и здоровые организмы, он начал проводить тренировки с необходимой для спортсменов физической нагрузкой. Ежедневные интенсивные тренировки сделали своё дело. Футболисты команды набирали хорошую физическую форму, но главное – было желание на крыльях победы стать лидерами советского футбола. Мы не могли не оправдать надежд тысячи наших болельщиков, для которых послевоенный футбол стал символом возрождения новой мирной жизни.
Мы играли не за деньги, не за славу, а за честь клуба, завода, страны, побеждая известные в СССР футбольные клубы, такие как «Динамо» «Торпедо», ЦДКА. Для нас не было незыблемых футбольных авторитетов. Выходя на очередную игру с именитыми соперниками, каждый футболист нашей команды был настроен только на победу. Может быть, поэтому мне удалось забить гол вратарю Алексею Хомичу. Он пользовался огромной популярностью после поездки в 1945 году команды «Динамо» в Великобританию, где получил прозвище Тигр. Кстати, Хомич дебютировал в составе московского «Динамо» в 1944 году как раз в матче с «Крыльями Советов».
Послевоенные годы стали периодом расцвета в Советском Союзе физкультуры и спорта. Их развитие, воспитание молодёжи в борьбе за первенство на спортивных площадках стали неотъемлемой частью молодёжной политики того времени. Руководители страны предавали огромное значение физической культуре. Почти в каждом дворе, каждой школе была футбольная команда, занятия спортом у молодёжи были очень престижными.
Много сделал для развития советского спорта Василий Сталин, особенно для футбола и хоккея с шайбой. Не раз бывая на матчах, где я играл за команду «Крылья Советов», он внимательно присматривался и в итоге пригласил в футбольную команду ВВС, для которой был наставником и организатором её спортивных достижений.
К сказанному Иваном Григорьевичем добавлю, что после смерти Сталина команду ВВС, где играли выдающиеся футболисты Константин Крижевский, Всеволод Бобров, Александр Виноградов, расформировали...
Крылья Победы не окрыляют ныне привыкшую к поражениям команду «Крылья Советов», увенчанную спортивной славой благодаря ветеранам, приближавшим в заводских цехах и на футбольных полях нашу общую Победу, где тон задают высокооплачиваемые зарубежные легионеры, а не воспитанники футбольной команды легендарного авиационного завода.