Не могу не откликнуться на статью «Кто привык за победу бороться…» («ЛГ», 4–11 мая 2007 г., №19). Факты – упрямая вещь, и с большей частью имеющихся в статье-пересказе сценария фильма В. Лебедева «Сермяжная правда» фактов я и не думаю не соглашаться, тем более что с темой, которую вы подняли, давно знаком... Мне импонирует позиция В. Лебедева, однако отдельные места вызывают у меня, мягко говоря, недоумение.
На дереве, которое мы, корни, держали и удержали, появятся молодые побеги и созреют новые плоды – поколения новых людей – социалистическое поколение рабочих, писателей, литературных критиков и историков, которое пусть позже, но лучше расскажет о том, чего я рассказать уже не смог». Это отрывок из письма чеха-коммуниста Юлиуса Фучика своей жене Густине: письмо, написанное в камере ‹ 267 28 марта 1943 года, было тайно вынесено из тюрьмы гестапо Панкрац в Праге.
Прошло 64 года. Повсеместно появились поколения новых людей. Кое-кто из них уже и жизнь прожил немалую. Вот они-то, пожившие (я имею в виду В. Лебедева и А. Кондрашова), и рассказали всем нам в статье «Кто привык за победу бороться…» («ЛГ», 4–11 мая 2007 г., ‹ 19), в частности, о том, что в Чехословакии в 1938–1945 гг. «не было Сопротивления, как во Франции, здесь не было партизан, как в Италии и на Балканах…». Более того: «Шесть с лишним лет чехи были для немцев тише воды и ниже травы, а за три дня до Победы решились на антифашистское восстание в Праге».
Неужели вот об этом не смог рассказать Юлиус Фучик? Напомню: в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом пали смертью храбрых 25 тысяч чехословацких коммунистов, тысячи беспартийных чехов-патриотов. На территории своей страны (и не только там) эти люди сражались с оружием в руках с гитлеровцами; вели подпольную работу; занимались саботажем на военных заводах, работавших на фашистскую Германию; совершили покушение на «имперского протектора» Р. Гейдриха в мае 1942 года. Были среди них и те, кто воевал с фашистами ещё в 1936–1939 гг. в Испании. Почему об этих людях в статье, являющейся пересказом сценария фильма В. Лебедева «Сермяжная правда», не сказано ровным счётом ничего?
Зато об одном из них, не упомянутых ныне, рассказал нам когда-то К.Д. Воробьёв в своей последней, неоконченной повести «…И всему роду твоему»: «Ладно, давай о хорошем вспоминать. Вот, например, история с чехом Яношеком, который добровольно сдался в плен. Помнишь, как это было? По шоссе немцы гнали колонну пленных, и вы их встретили. Этот Яношек был у вас потом поваром, и партизаны звали его Яноськой. Он говорил, что никогда не слыхал, как поют соловьи, потому что в Чехословакии будто бы их нет. Неужели это верно? Странно. Он погиб в апреле сорок четвёртого, а соловьи в Прибалтику прилетают в мае».
Короткая пронзительная история…
Юлиус Фучик, казнённый фашистами 8 сентября 1943 года, оставил своим современникам и нам, потомкам, такие слова: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.
Придёт день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, что были люди, которые имели своё имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чьё имя войдёт в историю. Пусть же павшие в бою будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»
Эти слова актуальны во все времена, и особенно – в наши дни. Есть наша общая Великая Победа, есть наша общая правда о том великом времени, и никаких Гавелов не хватит на то, чтобы всё это – могучее и слитное – разрушить и подмять под себя.
, КАЗАНЬ