Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Не затем, чтобы разрушать

01 января 2007

МЕСТО

Ровно 50 лет назад, 1 апреля 1959 года, Центральный театр Транспорта получил новое имя – имя Николая Васильевича Гоголя. Что в этом решении было от чиновничьего юбилейного рвения (ну как же – 150 лет со дня рождения классика!), а что от тонкого, едва ли не интуитивного понимания синтонности природы его творчества природе театра? Так ли уж это важно… Театр Гоголя должен был, не мог не появиться на свет. Во всяком случае, в этом твёрдо убеждён его художественный руководитель – народный артист России Сергей ЯШИН.

– Сергей Иванович, а почему именно Театру Транспорта присвоили имя Гоголя?

– А кто ещё так любил дороги, как Николай Васильевич? Он только в дороге ощущал всю полноту бытия. Любое путешествие, независимо от расстояния, которое предстояло преодолеть, было для него состоянием познания себя и мира. Познание же – процесс, не имеющий границ, и эта безграничность была для него, видимо, воплощением той беспредельной, идеальной духовной свободы, которой жаждало всё его существо. Сама жизнь была для него странствием.

– В определённом смысле жизнь театра тоже своего рода странствие: с одной стороны – по временам и нравам, с другой – по городам и весям.

– Да наш театр с момента своего рождения только то и делал, что колесил по этим самым городам и весям. Причём по весям – преимущественно. Он же для этого и был создан. Весной 1925 года по инициативе профсоюза железнодорожников на базе самодеятельного театра был создан профессиональный, для культурного обслуживания, как в те поры выражались, тружеников железных дорог. Театр ведь был тогда самым действенным способом агитационного влияния на массы. И побежал по рельсам спецсостав. Спальный вагон для актёров, один товарный – для декораций, второй – собственно сцена: снял переднюю стенку – и играй. Хоть в тайге, хоть в пустыне, на самом глухом полустанке. И названия в афише соответствующие: «Рельсы гудят», «Далёкое». В 39-м мы стали Центральным театром Транспорта и просуществовали в этом статусе ровно двадцать лет, пока театры не начали выводить из ведомственного подчинения.

– За минувшие полвека на вашей сцене часто ставились гоголевские произведения...

– Мы никогда не задавались целью поставить «всего Гоголя», но мы всегда соблюдали принцип, который он на театре считал самым важным…

– …быть «кафедрой, с которой можно сказать много добра»?

– Совершенно верно.

– Многие считают, что устарел он, этот благородный принцип, и развлечение нынешнему зрителю гораздо нужнее, нежели разговор о «разумном, добром и вечном».

– Только не нужно смешивать личную позицию того или иного театрального деятеля с миссией театра как такового. Чем страшнее, чем жёстче и беспросветнее окружающая жизнь, тем сильнее в человеке потребность в свете и надежде. Ему необходимо чувствовать, что он не одинок. Театр возник, как естественная человеческая потребность в общении – неком общем бытии. Это, если хотите, лекарство от разобщённости. Он существует только тогда, когда между сценой и залом возникает та самая «вольтова дуга», которая и есть суть театрального искусства.

– За это и Гоголь театр любил.

– Именно за это. За то, что множество непохожих друг на друга людей могут «вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом». Театр существует только сегодня, сейчас, сию секунду. Завтра это будет другой спектакль, а через несколько лет он вообще умрёт, чтобы либо возродиться в другом времени и в другой форме, либо кануть в Лету.

– Свет, надежда – не так давно они были для театра непреложными понятиями, а сейчас зрителя норовят утянуть на такое дно, с которого не у каждого сил хватит на поверхность выплыть.

– Для театра нет запретных тем, вопрос – как и для чего они затрагиваются. Чтобы говорить об очевидных проблемах времени, не нужно быть художником. Для такой работы лучше всего подходят телерепортёры. У театра иное предназначение. Из него нельзя выходить разбитым и раздавленным. Если говорить о том, что человек по сути своей мерзок и никогда другим не станет, жизнь наша легче и светлее не станет. И чем одарённее человек, служащий злу, тем страшнее. Бесталанного легче разоблачить. А их, бесталанных, сейчас расплодилось видимо-невидимо. Дилетанты, как саранча, пожирают всё на своём пути.

– Защитники дилетантов в качестве аргумента обычно ссылаются на Станиславского, который Школу-студию при МХАТе не оканчивал.

– Речь же идёт не столько о буквальной учёбе за партой, сколько о работе над собой, о постоянном самосовершенствовании, которое к сидению за партой не сводится. Пренебрежение к школе стало в определённый момент своеобразным протестом против мертвечины, долгое время этой школой насаждаемой. Но то, что возникло как благородный бунт, в итоге пожрало само себя. Это порождение «революционной ситуации», которую мы до сих пор переживаем. Буря всегда выносит на поверхность пену и мусор. Так что то, что мы сегодня имеем в театре, на телевидении, в литературе, – это протест, доведённый до абсурда. Только в перевёрнутом, вывернутом наизнанку мире сострадание, великодушие, благородство считаются признаком слабости, а не силы.

– Но человек, принимающий чужую боль как свою, беззащитен и перед негативом, которого в нашей жизни гораздо больше, чем хотелось бы.

– Да, вокруг каждого из нас хватает зависти, сплетен, интриг. От всего этого хочется отгородиться, но за этим забором остаются и проблемы нормальных, хороших людей, которым мы могли бы помочь. Но так не бывает, чтобы человек был глух к сплетне и в то же время мог услышать крик о помощи. Вот люди и культивируют в себе эту «глухоту» в расчёте защитить в первую очередь себя самих. А страдают в итоге и они, и их близкие, а если смотреть шире, то человечество как таковое, ибо жестокость вытесняет из нашей жизни саму жизнь. Выбор каждый для себя делает сам, и слава богу, есть люди, которые, как и Николай Васильевич, убеждены, что «мы призваны в мир не за тем, чтобы истреблять и разрушать».

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS