Елена Стяжкина создаёт проблемные ситуации и пытается решить их вместе со своими героями, не зря её прозу называют психологической. Созданные автором картины жизни сложны, как сложны и характеры персонажей. Повести напоминают дневниковые записи, где мысли живут в хаотичном порядке: то обрываются, то резко сменяют друг друга, то выстраиваются в некое подобие логической цепочки. Эта лоскутность повествования, с одной стороны, придаёт произведению объём, с другой – мешает созданию целостной картины мира.
Аннотация книги говорит читателю, что прозу Елены Стяжкиной называют женской, но её скорее следовало бы назвать мужской: на страницах «Одного таланта» почти все главные герои – мужчины, причём их психология описана достаточно убедительно – даже странно, что это писала женщина. Героев Стяжкиной нельзя назвать хорошими или плохими, это собирательные образы. Писательница уделяет большое внимание подробностям, правда, иногда чересчур этим увлекается, и создаётся ощущение, что за лесом не видно деревьев. Есть и попытки аллюзий, одна из удачных – повесть «Отвращение», которую обязательно оценят поклонники Жан-Поля Сартра. «Отвращение» не пародия на «Тошноту», а вполне самостоятельный рассказ, но написанный явно под впечатлением от Сартра.
«Один талант» – книга неровная. Есть и удачи, и провалы. Но есть и неоспоримые достоинства: написана она нескучно, немало в ней и эпизодов, не лишённых юмора. Дождёмся следующей книги автора, и тогда уже будет возможность сделать более серьёзные выводы.
Ольга БОЙКОВА