Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2022 г.
  4. № 18 (6832) (04.05.2022)
Библиосфера Белорусский дневник

Не знаю, чья тут совесть виновата…

О поэтической трилогии Изяслава Котлярова

04 мая 2022

Поэтический триптих Изяслава Котлярова («О, Беларусь, ты – гербная держава! Геральдические сонеты» (Минск, «Беларуская навука», 2019), «Замковое время Беларуси: летописная поэма» (2020), «Бридский мох. Книга поэзии о Великой Отечественной войне и послевоенном времени» (2020) – утончённый и благодатный пример гармонии как способа и формы постижения исторической правды, неотъемлемой от человеческой судьбы лирического героя и самого автора.

 

Большой советский мир у автора этой трилогии самобытно органичен. Национальный космос, вобравший столетия, свой новый простор обретает в советской эпохе. А если говорить совсем начистоту – то в союзном укладе жизни, мысли, чувствования, гармонии. И пусть это пока ещё для всех нас страна «Нигдея» (так называется одноимённая поэма из книги «Бридский мох», посвящённая памяти СССР), недостижимая пока, но обетованная земля. Пусть для кого-то даже «Земля Санникова», взлелеянная в самых смелых надеждах и дерзких мечтах. Но почему же ему и не быть, тому миру, который устроен будет для всех нас, который встретит не суровой непреклонностью границ, а раскрытыми навстречу объятиями?

«Замковое время» этого мира, кому дано имя Беларуси, бесконечным свитком летописной поэмы не только увлекает в глубь веков, но позволяет почувствовать глубину истории под покровом современности. Дворцы и хижины, преображённые великой советской историей, теряют свой антагонистический азарт («Но без хат и замков бы не стало»), как в «Гербной державе» смиряет свой воинственный норов белорусская «Погоня» на гербе Могилёва. Образ малой Родины, согретый любовью, обезоруживает древнего сурового воина, призывает его вернуться к мирному служению, столь востребованному ныне. И напротив: сонет, где воспет герб современной Беларуси, делает её наследницей великой истории, в которой советское прошлое было не казусом и недоразумением, а воплощением воли к всеобщей справедливости и счастью: «Хоть без щита, но со щитом, – // он так округло ощущаем… <…> Герб дышит силою земною // под путеводною звездою» («О, Беларусь, ты – гербная держава!»).

Поэтическое зодчество Изяслава Котлярова управляется с глыбами, посильными не каждому. А только тому, для кого «на родине – и камень как подушка» («Бридский мох»). Просветлённость, воздушность, духоподъёмность чувств отнюдь не противятся тому, чтобы «ученик вечности» (как называется одна из книг поэта) предстал в бескорыстном служении ей в том облике, историческая конкретность которого только делает достоверным масштаб истинных свершений, не прощающих предательства:

 

Я – тот же октябрёнок, пионер,

воспитанник одной, всеобщей славы.

Я всё ещё живу в СССР –

простите, сопредельные державы.

Мои, как прежде, Минск, Москва, Баку,

и Киев мой, и Кишинёв, и Таллин…

Я всё ещё представить не могу,

что Вильнюс, Ялта – заграницей стали.

(«Бридский мох»)

 

Но исторического бессилия или ностальгии, которая не обещает скорого воздаяния за чистоту помыслов и бессребреничество поступков, в этих строчках не меньше, чем в потрясающем «Монологе убитого советского солдата» из книги «Бридский мох»:

Не знаю, чья тут совесть виновата

и чей здесь долг в немыслимом долгу…

Из каменного нынче автомата

отстреливаться даже не могу.

(«Бридский мох»)

 

Кто из тех, кто дорожит человеческим предназначением и достоинством, покаянно не склонит свою голову перед таким бессилием? Кто устоит перед неодолимой силой этого бесссилия, в немощи каменного солдата обретая не только свою будущность, но и саму плоть, согретую живой, горячей кровью и к жизни возродившуюся?

Книга «Бридский мох» открывается документальной поэмой «Ола». Истинное Слово сопричастно жизни, но вряд ли превосходит её. Покорно ли Слово жизни убиенной? Двенадцать Хатыней, сожжённых гитлеровцами в один январский день 1944 года в светлогорской деревне Ола, наложили печать молчания об этой трагедии на долгие десятилетия. Однако Слово превзошло смерть. И это было слово Изяслава Котлярова. Прежде чем прочесть его поэму, посетите мемориал «Ола», который только благодаря неустанному подвижничеству поэта и гражданина, сына времён, дарованных ему судьбой, и ученика вечности, в июне 2020 года восстал на многострадальной, выжженной войной земле. И пророчески, будто повинуясь провидению, загодя воспротивился белорусской смуте священными камнями нашей памяти, из которых рождён мемориал. И никакая ярость, никакое временное озлобление больше не в силах эти камни разбросать без того, чтобы и самим не быть погребёнными под обломками наших святынь.

Пожалуйста, услышьте безмолвные голоса Олы в творчестве автора! Поэт не искал им рифмы. Его собственная боль породнилась с ними.

 

Эти голоса так долго молчали.

Для нашей памяти и для нашей совести – непростительно долго.

Но вот Слово наконец произнесено.

Дай Бог, чтобы и оно тоже было В НАЧАЛЕ.


Иван Афанасьев,

заведующий кафедрой русской и мировой литературы Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины

 

Тэги: Изяслав Котляров
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Воскресли бы сейчас фронтовики…»

    10.03.2022
  • Поэзия как вера

    18.03.2020
  • Белоруссия заимела сонетную диадему

    10.08.2019
  • «Ни к одной стране судьба не была так жестока...»

    07.05.2019
  • На солнечном, на дымчатом ветру...

    20.09.2017
  • «Воскресли бы сейчас фронтовики…»

    25 голосов
  • «Ни к одной стране судьба не была так жестока...»

    8 голосов
  • Поэзия как вера

    6 голосов
  • На солнечном, на дымчатом ветру...

    5 голосов
  • Белоруссия заимела сонетную диадему

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS